Игрушечный снеговик; ведёрко со снегом (принести заранее с прогулки).
Предварительная работа:
Беседы о времени года зима, о зимних явлениях, рассматривание и наблюдение за падающим снегом на прогулке, который состоит из отдельных снежинок; рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов о зиме.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришёл в гости Снеговичок! Давайте поздороваемся!
Дети: - Здравствуй!
Воспитатель: - А вы знаете, из чего он сделан?
Дети: - Из снега.
Воспитатель: - Правильно! Конечно, это снег! Он падает на землю со снежного облака, и на земле от этого появляются пушистые сугробы. А когда бывает снег?
Дети: - Зимой!
Воспитатель: - А снег тает?
Дети: - Да!
Воспитатель:- Правильно! Раз снег тает, и снеговик сделан у нас из снега, значит, снеговик тоже может растаять! А рассматриваем мы с вами игрушку! Она не настоящая и растаять не может!
Воспитатель: - А давайте с вами вспомним, что происходит зимой? Зимой на улице холодно или тепло?
Дети: - Холодно!
Воспитатель: - Посмотрите в окно! Что вы видите?
Дети: - Снег!
Воспитатель: - А когда снег бывает?
Дети: - Зимой!
Воспитатель: Верно! Наступила зима, выпал белый, пушистый снег. Стало холодно и ребята надели теплые вещи. Какие?
И свеклой при счете «три» - рот рисуем - «посмотри»!
Снеговик заулыбался и на лыжах в лес умчался!
Воспитатель: - Снеговику в тепло нельзя. Почему? (растает). А игрушечному можно. Он к нам в гости пришел, и целый таз снега с улицы принес.
Опыт со снегом.
Воспитатель: - А вы знаете, что такое снег? Нет. Снег это много, много, много маленьких снежинок! И я предлагаю вам поиграть со снегом. Потрогайте снег пальчиками. Какой снег?
Дети: - Холодный!
Воспитатель: - А теперь давайте понюхаем. Пахнет?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - А какого цвета снег?
Дети: - Белый!
Воспитатель: - Я сейчас каждому из вас положу в ладошку снежок, вы крепко-крепко сожмите руку в кулачок.
Воспитатель дает детям снег в ладошки и читает стихотворение:
У моей Маринки
В руках красивые снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь, снежинок не видать.
Воспитатель: - Дети, откройте ваши ладошки. Что случилось? Снежинки растаяли, потому что ваши ладошки теплые.
Воспитатель предлагает потрогать снег каждому из детей:
-Чувствуете, какой он? (холодный), (хоровой и индивидуальные ответы). Потрогайте кувшин и скажите, какая вода в нем? (горячая), (хоровые и индивидуальные ответы).
-Как вы думаете, что произойдет, если в снег добавить горячую воду?
-Давайте посмотрим, что станет со снегом, если в него налить горячую воду.
-Я налью в кружки горячую воду из кувшина.
-Что я делаю? (наливаю горячую воду в кружки).
Воспитатель наливает понемногу горячей воды в кружки детей.
-Возьмите, каждый свою кружечку и перелейте горячую воду в таз со снегом.
Дети переливают из стаканчиков воду в таз со снегом.
-Что произошло со снегом? (снег растаял), (индивидуальные ответы детей)
-Снег превратился во что? (в воду), (индивидуальные ответы детей)
-Правильно, если в снег налить горячую воду, снег быстро растает, превратится в воду.
Воспитатель: - В группе снег начинает таять, становится липким. Почему? (тепло). Снег стал липкий, из него можно лепить снежки. Посмотрите, как я умею. Я вас сейчас научу. Я беру из тазика снег и начинаю его мять двумя руками. В одну руку беру, другой прижимаю. Попробуйте и вы! (дети пробуют делать снежки).
Воспитатель: - Ой, сколько у нас получилось снежков! Давайте попрощаемся с гостями, а сами пойдем собираться гулять!