Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Зима.Зимние забавы".»
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Зима. Зимние забавы».
Воспитатель: Яшкина Н.А
Цель : Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Развитие речевой активности.
Образовательные задачи: Уточнять и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы. Составлять предложения, подбирать слова –признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический стой речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей моторики, координации речи с движением. Развития личностных качеств; активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности; умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитания любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних забав, зимних месяцев
Падал снег на порог. Дети два раза медленно опускают ладони на стол.
Кот слепил себе пирог. прижимая ладонь к ладони, показывают.
Как лепя пирог
А пока слепи и пек, Бегут пальчиками обеих рук по столу. ручейком пирог утёк
Пироги себе пеки не из снега из муки. Опять показывают, как пекут пироги.
2. Организационный момент отгадывание загадок: - Странна звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла и упала. (снежинка)
- Художник – невидимка по городу идёт: всем щеки нарумянит, всех ущипнёт за нос. (мороз). - Что за нелепый человек пробрался в 21 –век? Морковка –нос, в руке-метла, боится солнца и тепла. (снеговик).
- Прозрачен как стекло , да не вставишь его в окно. (лёд).
- Он летает белой стаей, и сверкает на лету, он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег). Наступили холода, обернулась в лёд вода, длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь- в спячку впал в бору медведь, кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зимой)
Беседа о времени года.
- Как вы думаете, какое сейчас время года? Как вы догадались? Какой день зимой? Какая ночь? Что можно сказать о снеге? Какой бывает лёд? Перечислите зимние месяцы?
«Что бывает зимой?» Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе? Я приготовила для вас не простое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним. Воспитатель просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их. МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ИДЁТ СНЕГ.
Физкультминутка.
(дети встают). Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны). Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой). Снег на улице идёт, (двигают руками сверху в низ). Дворник улицу метёт ( имитируют). Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги, (руки за спину, медленно кружатся). Ловко бегаем на лыжах (имитируют).
И играем все в снежки (лепят и бросают снежки)
Дидактическая игра «Подбери слова» Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется , то мороз сильный то снегопад. Я буду называть природные явления, а вы отвечайте; Мороз что делает?- щиплет, трещит, кусает, морозит…
Метель что делает? –метёт, бушует, воет, вьётся… Снег что делает?- идёт, летит, кружится, падает... Дети что делают?- гуляют, катаются , играют, веселятся, радуются…
Игра «Назови ласково». Я буду говорить слово а вы будете говорить о нём ласково.
Снег- снежок
мороз-морозец
ветер- ветерок
лёд – ледок
зима – зимушка
сосулька –сосулечка
дерево –деревце
гора-горочка
холод –холодок
санки-саночки
Упражнение Какой? Какая? Какое?
Я сеичас выставляю по одной картинке, а вы подбирайте как можно больше слов, на вопрос какой? Какая? а) Зима какая? (холодная, снежная, морозная…), Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий…) День какой? (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветряный…) Ночь какая? (лунная длинная, звёздная, снежная, морозная…) Лёд какой? (холодный, крепкий, прозрачный, тонкий, хрупкий..) сосулька какая? (холодная, ледяная, прозрачная, твердая…) б) О чём можно сказать: Морозный что? -день, ветер, вечер… Холодная что? Погода, зима, ночь, сосулька… Ледяные что? сосульки, горки, дороги… Снежное что? Дерево, облако, озеро…
Игра какое слово лишнее? Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.