В последнее время значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении, которых можно выделить в особую группу «дети с задержкой психического развития(ЗПР)». По статистическим данным среди дошкольников число таких детей составляет 25%, а среди младших школьников – 50%.
Как правило, дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем основным психическим параметрам:
Характерным для детей с ЗПР является отсутствие грубых нарушений звукопроизношения и грамматического строя речи, которые бы препятствовали их общению с окружающими, однако у большинства речь отличается вялостью артикуляции, интонационной невыразительностью. Смазанность речи усиливается при многократном произнесении сложных по слоговой структуре слов. Это связано с недостаточностью моторной функции артикуляционного аппарата и малой подвижностью органов речи.
С эмоциональной и интеллектуальной недостаточностью связано своеобразие словарного запаса и понимания речи у детей ЗПР. Именно это вызывает ограниченность, неточность и ошибочность представлений детей об окружающем мире.
Становится очевидным, что без специальной коррекционно-развивающей работы изучение дошкольниками с ЗПР практических всех разделов орфографии и грамматики русского языка затруднено.
Таким образом, с учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с ЗПР, возникает необходимость в разработке технологий комплексного коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса.
В конспекте коррекционно-развивающей деятельности (КРД) при объяснении и закреплении изучаемого материала основной акцент сделан на использование различных игровых приемов, что вызывает живой интерес, позволяет активизировать познавательную активность детей с ЗПР и способствует более быстрому и прочному запоминанию ими изучаемого материала.
Игровые приемы с привлечением сказочных героев, помогают детям лучше узнать русские народные сказки, художественные произведения отечественных авторов, т.к. занятиям предшествует чтение соответствующих рассказов и сказок или просмотр мультипликационных фильмов. Это в свою очередь дает образец правильной речи, способствует воспитанию доброты, отзывчивости, чувства любви к Родине, включению в общую систему нравственных ценностей русского народа и формированию активной гражданской позиции.
Данная методическая разработка составлена на основании закона РФ «Об образовании»,с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В ней определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства.
Конспект коррекционно-развивающей деятельности, представлен в методической разработке, составлен с учетом методических рекомендаций С.Г.Шевченко ( Подготовка к школе детей с ЗПР.-книга 1,2.- М.:Школьная Пресса, 2004г., комплекта методических пособий И.А.Морозовой, М.А.Пушкаревой по работе с детьми с ЗПР. – М.:Мозаика-Синтез, 2009г.).
В данной методической разработке предлагается коррекционно-развивающая деятельность по развитию речевого(фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте у детей 5-7 лет с ЗПР.
Методическая разработка предназначены учителям-дефектологам, воспитателям групп компенсирующей направленности, родителям при работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала в процессе подготовки к школе, а также могут быть использованы логопедами при устранении общего недоразвития речи у детей.
В коррекционно-развивающей деятельности (КРД) по развитию речевого(фонематического)восприятия и подготовке к обучению грамоте решаются следующие коррекционные задачи:
Алгоритм разработки логопедического занятия | Анализ логопедического занятия |
1. По тематическому планированию, составленному на основе Программы коррекционно-логопедической работы, определяем тему и место логопедического занятия в разделе, курсе. Уточняем количество занятий по теме. | |
2. Определяем цели занятия с учётом тематики, недостатков речевого и психического развития контингента логопедической группы, требований классической логопедии как науки: | Коррекционно-образовательные – учить выделять на слух и различать в чужой и собственной речи звук «у» определять место в слове.Познакомить с буквой «У», учить печатать букву, узнавать среди других букв. Коррекционно-воспитательные – прививать интерес к логопедическим занятиям, воспитывать умение вести себя в учебной и внеучебной ситуации, использовать вежливые слова при приветствии, прощании и поздравлении. Коррекционно-развивающие – восполняя пробелы в развитии фонематического восприятия., обогащать словарь,развивать устную речь. Реализация коррекционно-развивающих целей предполагает включения в занятие заданий с опорой на несколько анализаторов, специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, логического мышления, эмоционально-волевой сферы и пр. |
3. Определяем тип занятия по дидактическим целям. Классический подход: сообщение новых знаний (первоначальное изучение материала), формирование и закрепление знаний и умений (практическое занятие), обобщение и систематизация знаний (повторительно-обобщающее занятие), проверка и оценка знаний, умений и навыков (контрольно-проверочное занятие) комбинированное занятие. | В нашем случае логопедическое занятие объединяет в себе: сообщение новых знаний (первоначальное изучение материала), формирование и закрепление знаний и умений (практическое занятие), обобщение и систематизацию знаний (повторительно-обобщающее занятие), таким образом, это – занятие комбинированного типа. |
4.Дидактическая структура коррекционного занятия, как и урока, включает в себя дидактические задачи. | Мотивация и стимулирование деятельности детей, целевая установка, активация необходимых знаний. Формирование новых понятий и способов действий. Применение понятий и способов действий. |
5. Дидактические методы подбираются , исходя из целей и задач занятия, комбинируются таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей и, тем самым, реализовывался охранительный режим обучения. | В нашем занятии представлены все виды дидактических методов По Лернеру И. Я. это: 1)Информационно-рецептивный. 2)Репродуктивный. 3)Проблемный: а)проблемное изложение; б)эвристический; в)исследовательский. Обеспечена смена разных видов деятельности: слушание, говорение, размышление, (программированное задание), игры, физические упражнения и пр. Вид занятия - смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени). |
6. Анализируем учебные возможности и предшествующие достижения детей группы, для которых проектируется занятие. | Дети владеют могут определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; недостаточное развитие самоконтроля; сопоставлять свои действия с эталоном (образцом) могут с помощью логопеда; 1) определять наличие или отсутствие указанных учителем или логопедом звуков в слове в чужой и собственной речи; ; 2) делить слова на слоги 3) сравнивать предметы, явления, слова, находить сходство затрудняется большинство детей находить отличия могут, но выразить словами – не всегда; 4) с трудом овладевают учебными понятиями, терминами и недостаточно способны к запоминанию преимущественно словесного материала; 5) имеют значительные трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе); 1) оформлять свои мысли в устной форме могут далеко не все, особенную сложность вызывает ответ полным предложением с использованием слов вопроса логопеда 2) не всегда умеют слушать и слышать ответы других; 3) в диалоге занимают позицию ведомого, т. к. большинство недостаточно активны и многие затрудняются в постановке и формулировке вопросов; 4) недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности наблюдается у всего контингента группы; умеют радоваться своим успехам, но редко - успехам сверстникам. положительно относятся к коррекционным занятиям, но недостаточно понимают их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности; высказывать своё отношение к предмету, явлению затрудняется большинство детей группы, отстаивать свою точку зрения словами также; только по инициативе логопеда; положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач; к творчеству имеют стремление многие, но выразить себя в нём не хватает умений. |
7. Составляем план занятия с позиции системно-деятельностного подхода, придерживаясь выбранного типа занятия по структуре и учитывая необходимые элементы содержания учебного материала. Рассчитываем время на каждый этап. | Орг. момент. Введение в тему. Актуализация опорных ЗУН и представлений детей дошкольного возраста. Постановка проблемы. Изучение нового. Закрепление. Итог. |
8. Дидактический материал подбираем в соответствии с требованиями программы , на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Шевченко. | Осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход, обеспечиваем на занятии разноуровневые, индивидуальные и дополнительные задания, соответствующие индивидуальным особенностям отдельных детей. |
9. Исходя из состава группы по структуре дефекта большинства учащихся отбираем необходимый материал и наполняем им составленный план занятия. | Выделение повторяющихся звуков из текста. Произнесение звука «У» перед зеркалом. Характеристика их с опорой на зрение, слух, тактильные и кинетические ощущения. Обозначение буквой «У».. |
10. Коррекционно-воспитательные цели могут быть ориентированы, в первую очередь, на воспитание мотивации к учению, а для этого стоит продумывать форму занятия таким образом, чтобы занятия были занимательны, интересны, разнообразны. Это способствует воспитанию ближней и перспективной мотивации. | Занятие составлено в форме игры-путешествия сказочного героя медвежонка Умки. Дети становятся не наблюдателями, а активными помощниками героя. Такая форма организации не только реализовывает деятельностный подход, но и способствует воспитанию сопереживания, взаимопомощи, коллективизма; воспитывает навыки общения в учебной и внеучебной ситуациях. Кроме того, воспитывается способность к самоконтролю и регуляции своего поведения в процессе занятий и в социуме. |
11. Подбираем и анализируем лексико-грамматический материал по теме. Лексическая работа на логопедических занятиях Уточнение имеющегося у детей словарного запаса. Обогащение словаря новыми словами и значениями имеющихся в употреблении слов. Активизация новых слов на занятиях в игровой и учебной деятельности. Формирование лексической системности и семантических полей. | Основные учебные термины и понятия: звук (речевой - неречевой, гласный – согласный. |
12. Главной задачей логопеда является комплексная работа над всей речевой системой ребёнка. Уточняем задачи отдельных этапов занятия. | 1) психологической базой речи, развивающей навыки конструктивной деятельности, логическое мышление, зрительный гнозис (узнавание и различение предметов, их свойств и качеств), восприятие, внимание, память, способность к переключению, сопоставление и сравнение, анализ, синтез, обобщение; 2)импрессивной речью (развитием восприятия и понимания речи) - 3)экспрессивной речью (развитием навыков общения) развиваем и закрепляем навык диалогической речи, уточняем, обогащаем и активизируем словарный запас, восполняем пробелы звукопроизношения, совершенствуем слоговую структуру многосложных слов, отрабатываем процессы словообразования, коррегируем грамматическое оформление речи, обращаем особое внимание на интонационное оформление фразы и другие средства выразительности. Реализация коррекционно-развивающих целей предполагает включения в занятие заданий с опорой на несколько анализаторов, специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, логического мышления, эмоционально-волевой сферы и пр. |
13. Встраиваем» в общий план различные оздоровительные мероприятия, применяя здоровьесберегающие технологии. | Гимнастика речевого аппарата – артикуляционная. Дыхательная гимнастика. Физминутка. |
14. Дополняем конспект специфическими логопедическими упражнениями или элементами, способствующими формированию и коррекции речи и ВПФ. Отказываемся от излишеств. | Используем традиционные (коррекция произношения, пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика, психотерапия т. д.) виды коррекции. Нетрадиционные виды необязательны. |
15. Планируем предполагаемые результаты коррекционной работы. | Коррекционно-образовательные – Дети голосом выделяют звук «У» в словах. Знают понятие «гласный звук». Опознавательные признаки гласного звука. Знают букву «У», печатают букву У, узнавать среди других букв. Коррекционно-воспитательные – с интересом участвуют во всех этапах занятия, пытаются вести себя в соответствии с учебной и внеучебной ситуацией, соблюдают дисциплину и принятые правила поведения, выполняя все виды работы; используют вежливые слова при приветствии, прощании и поздравлении. Коррекционно-развивающие – выполняя подобранные задания, становятся успешнее, заполняя пробелы в развитии фонематического восприятия составе, лексики, устной речи. Становятся активнее, внимательнее, лучше запоминают материал, эмоциональнее. |
16. Продумываем форму рефлексии. | Коррекция самооценки: Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей. Устранять навыки не критичности, неустойчивой и пониженной самооценки. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль. Воспитывать умение анализировать свою деятельность, связывать с образцом. Формировать адекватный уровень притязаний. Воспитывать позитивное отношение к критике, коррегировать отрицательные реакции на замечания (обидчивость, драчливость). |
17. Составляем предполагаемый диалог. Планируем связующие звенья и смысловые переходы от этапа к этапу. Продумываем различные формулировки вопросов, чтобы исключить шаблонное мышление и получить нужный ответ в развёрнутой форме. | Здесь на первое место выступает профессионализм учителя в овладении им методами обучения: чёткость и завершённость инструкций к заданиям, логичность рассуждений, грамотное владение учебным материалом, умение реагировать на высказывания учащихся, активизировать деятельность каждого ученика. |
18. В сети интернет и в оборудовании кабинета подбираем необходимый наглядно-демонстрационный и раздаточный дидактический материал (возможно, изготавливаем что-то к конкретному занятию или группе занятий по теме). Он должен стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона. Любая картинка, таблица, схема должны решать определённую дидактическую задачу. Логопед должен знать, для чего он использует на этом этапе занятия тот или иной материал. | Для учащихся с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью больше всего подходит наглядность схематического плана, например: рисунки, которые поэтапно воссоздают объект или предмет, схемы, последовательно рисующиеся на глазах учеников, составление букв, цифр из элементов, лица людей или пиктограммы, изображающие эмоции и др. |
Корректируем время этапов занятия с учётом внесённых изменений и темпа работы группы. | Оставляем возможность исключить из плана 1 задание при недостатке времени или включить в занятие дополнительное задание при избытке. |
Вносим дополнительный элемент творчества (оформляем подробный конспект). | Занятие приобретает нестандартную или игровую форму. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество. |
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с изображениями буквы У, карточки с буквой У, рисунок медвежонка Умки, мультфильм Умка, снежинки с изображениями букв.
Этапы | Деятельность дефектолога | Деятельность детей |
1 этап Цель: организация деятельности детей, развитие неречевых психических функций(внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия) | Дефектолог демонстрирует на интерактивной доске фрагмент мультфильма «Умка» 1-2 минуты и задает вопросы: -Ребята, скажите из какого мультфильма эти кадры? -Умка, приглашает нас в гости, а вы знаете, где живут белые медведи? Показывает картинку с изображением Умки.( см Приложение 3) | Дети смотрят фрагмент мультфильма и отвечают на вопросы. -Умка. -На Северном полюсе. |
2 этап Цель: знакомство со звуком «У», развитие слухового восприятия, закрепление понятия «гласный звук» | Звучит музыкальное сопровождение (вьюга) -Мы с вами оказались на Северном полюсе. Здесь очень холодно, дует сильный ветер, завывает. Как голосом мы можем показать вьюгу? Дается характеристика звука « У», уточняется артикуляция(положение губ, языка, прохождение воздуха). | Слушают музыку У-у-у Наблюдают за правильно артикуляцией звука У, произносят его хором и индивидуально. |
3 этап Цель: развитие правильного речевого дыхания гимнастика « Погреем ручки». | -Как холодно на Северном полюсе, давайте согреем наши ручки, подуем на них. | Выполняют соответствующие движения с дыханием. |
4 этап Цель: выделение звука « У» на фоне звуков, развитие слухового внимания. Игра «Топни-хлопни». | Дефектолог объясняет. - На Северном полюсе очень холодно, чтобы не замерзнуть мы с вами поиграем в игру « Топни-хлопни». Если вы услышите звук «У», хлопните в ладоши, если нет топайте. (а ,у ,м, п , у , ы , у, в ,т, у). | Дети слушают. |
5 этап Цель: выделение звука «У» из слов. Игра « Поймай рыбку». | -Ребята, на Севере белые медведи ловят рыбу , (показ фрагмента из мультика). Умка хочет с вами поиграть. Вы должны с помощью удочки, поймать рыбку, посмотреть . какая картинка нарисована, и определить есть в слове звук « У» или нет. | Дети слушают и смотрят. Ловят рыбок и определяют наличие звука У в названиях картинок. |
6 этап Цель: знакомство с буквой «У», развитие операций зрительного анализа и синтеза, зрительно-двигательной координации, тактильных ощущений. Физ. Минутка « Мишка». | Дефектолог демонстрирует букву «У». -Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто! -Ребята, давайте научим Умку, печать букву «У», его имя начинается с этой буквы. | Дети внимательно рассматривают. Заучивают стихотворение. Дети на подносах с манкой, пальчиком рисуют букву «У». |
7 этап. Цель: развивать общую и мелкую моторику. Физ. Минутка « Мишка». | Дефектолог читает текст и выполняет движения вместе с детьми. Мишка лапки подними Мишка лапки опусти Мишка, Мишка покружись А потом земли коснись И животик свой потри Раз, два, три – раз, два, три! | Дети выполняют упражнения в соответствие со словами и образцом. |
8 этап Цель: узнавание буквы « У» среди других букв, развитие внимательности. Игра « Найди снежинки» | Дефектолог объясняет задание. - На севере много снега , посмотрите сколько здесь снежинок. На обратной стороне снежинок написаны буквы, найдите снежинки с буквой « У».А мы посмотрим с Умкой, кто самый внимательный. Дефектолог отмечает самых внимательных. | Дети внимательно слушают и выполняют задание. |
9 этап Цель: обобщение материала, изученного на занятии. | -Дети, нам пора возвращаться в детский сад, Умка приготовил нам подарки, это картинка с буквой «У»,которую нужно раскрасить. А также картинка с Умкой | Дети получают карточки с изображением буквы У, которое нужно раскрасить. Картинка с Умкой. |