6. Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.
Материал и оборудование: картина «На Севере диком» И.И. Шишкин, музыкальная запись произведения к картине, мультимедиа – проектор.
Предварительная работа: беседа о дружбе и одиночестве, дидактическая игра «Скажи ласковое словечко». Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихотворения «На Севере диком…» Ю.М. Лермонтов. Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского из альбома «Времена года».
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, у вас есть друзья? (ответы детей)
О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем ласковое словечко.
- Молодцы, вы хорошо относитесь друг к другу. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»?
(друг – дружба – дружелюбный – дружный – подруга – дружить и т. д.)
Воспитатель:
- Бывает, что у человека нет друзей, и он остаётся один.
- Какие слова можно подобрать к слову «один» (один – одинокая – одинокий – одиночество – одиноко и т. д.)
- Дети, как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?
- Верно, не с кем поделиться со своими проблемами, ждать помощи в трудную минуту.
Посмотрите, перед вами репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком». Вам нравится? Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, и я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину и почувствовать всю красоту зимней природы.
- Какая музыка прозвучала? (печальная, грустная, тоскливая, задумчивая)
- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа?
- Молодцы, ещё можно добавить – величественная, задумчивая, могучая.
- Что изображено на заднем плане?
- Небо.
- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?
(хмурое, тёмное, холодное)
Физминутка «Станем мы деревьями». Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч Ноги – это корни, их поставим шире. Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой. Наклоняются, складывают ладони чашечкой Из глубин подземных воду доставали. Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают. Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
Воспитатель:
Поэт М.Ю. Лермонтов написал стихотворение к этой картине. Давайте послушаем:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой
В том крае, где солнца восход
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Воспитатель:
Поэт изобразил заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и желтоватый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.
- Как вы думаете, с каким настроением писал картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)
- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Тёмно-голубая, чёрная, серая.)
- Какие детали картины говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжёлые облака и т.д.)
- Что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны.)
- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет.)
- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у неё были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?
- С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)
- Как вы считаете, о чём думает сосна?
- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Послушайте, какой рассказ составила я.
Примерный рассказ
На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.
Дети составляют рассказ.
Воспитатель: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились.
Рефлексия.
- Как называется картина, которую мы сегодня рассматривали? («На Севере диком»). Давайте вспомним, что же изображено на этой картине? (Изображена сосна). Я вам приготовила еще одно дерево, (на мольберте прикреплен силуэт дерева) и оно такое же одинокое и ему холодно. Я предлагаю укутать его снежком, но чтобы положить снежинку на веточку вы должны сказать, что вам понравилось на занятии.
Конспект занятия по рисованию «Кони-птицы»
Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения.
Городецкой росписи
Задачи: Создать условия для рисования фантазийных коней - птиц
помотивам Городецкой росписи; продолжить освоение техники
рисования кисточкой;
Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции;
Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание
больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве
Воспитывать любознательность, художественный вкус.
Оборудование и материалы: для рисования листы бумаги разного размера и формы (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), краски гуашевые, кисти, баночки с водой, фломастеры.
Для рассматривания – городецкие игрушки, предметы быта, технологические карты для рисования городецкого фазана, коня и розана.
Музыкальное сопровождение: М. Глинка «Жаворонок»(минус).
Ход мероприятия
Вступление: Воспитатель - приглашает детейсесть тесным кругом на ковёр. Мы поиграем с вами в такую игру: я раздам вам посмотреть вот эти разные предметы, а вы угадайте: чем же они похожи? Пускает по кругу посмотреть городецкие игрушки и предметы домашней утвари: разделочную доску, декоративную тарелку, шкатулку.
(Ответы детей после того, как вернутся предметы к воспитателю)
-Конечно, вы заметили одинаковую необыкновенную на всех предметах роспись - кони, птицы, цветы. -Всё это изделия Городецких промыслов. Понравились ли они вам? Что больше всего? (Ответыдетей)
-Каких линий больше в рисунках? (ответы детей).
-Да, вы правы, что рисунок состоит из удлинённых волнистых линий, написанных широкими масками или тонких - только кончиком ворса. Конечно, такая красота может только восхищать!
Давайте отправимся по «реке времени» туда, где она зародилась и узнаем,
что еще делали городецкие мастера. Постараемся узнать их секреты.
Основная часть: Под тихую музыку воспитатель ведёт презентацию Городецкой росписи, пересказывает своими словами сказ А. П. Рогова
«Конь копытом бьёт».
-Стоит на реке Волге старинный городок Городец. Дома в этом городе украшают богатой резьбой, и похожи они на сказочные терема. Сплошь в резных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и другие домашние вещи. Самое же примечательное изображение – это чудо конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копытом бьёт, удила грызёт».
Таких коней рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. И получается, как будто мчатсякони, а птицы сидят в каких-то сказочных, весёлых садах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы.
Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во многих других местах. Но таких коней, летящих подобно птицам, нигде, кроме Городца, не увидишь. Потому так прекрасны эти кони-птицы, что делают их настоящие художники, передавая секреты своего мастерства из поколения в поколение: от деда к внуку, от бабушки к внучке…
-А вы слышали про секрет городецких мастеров? (Ответыдетей).
Хотите узнать его? (ответыдетей). А где он может вам пригодиться? (ответы детей)
- Мы сегодня узнаем кое-что из этого секрета: как нарисоватьсказочныхптиц, коней и цветы. Воспитатель выставляет технологическую карту и рассматривает с детьми последовательность рисования Городецкой птицы. Поднимите руку и представьте, что у вас в руке кисть. Начинаем рисовать линию живота. По сути это просто волнистая линия (верхний изгиб поменьше - это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой – это животик). Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районеголовы, а дальше вниз, почти прямо до крыла. Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо. Надо дорисоватьляжки – это снова 2 чёрточки – дуги. Птица готова.
Затем воспитатель показывает последовательность изображения Городецкого коня(выставляет технологическую карту) и комментирует этапы:
-сначала рисуем туловище, как у птицы (дети рисуют в воздухе воображаемой кистью)
-потом хвост и гриву из удлинённых завитков,
-после того как краска подсохнет, будем украшать туловище и рисовать мелкие детали – глаза, рот, удила.
-Туловище нужно рисовать всем ворсом кисти, а детали – кончиком ворса.
-Подумайте, кто вам больше понравился: птицы или кони? Кого вы будете рисовать?
-А прежде, чем вы приступите к рисованию, у нас физкультминутка:
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И теперь на место сели. (Дети садятся.)
. Дети выбирают по своему желанию размер и формат бумаги, ещё раз внимательно рассматривают изображения и начинают рисовать птиц или коней – птиц.
Воспитатель напоминает, что птицы сидят, а кони- птицы мчатся над сказочными цветущими садами и волшебными замкам, поэтому внизу и по уголкам можно нарисовать городецкие цветы(выставляет для самостоятельного рассмотрения технологическую карту рисования городецкого розана). А вверху ярко светит солнце-цветок. Вот такие красивые сказочные картины привезём мы из нашего путешествия в Городец.