Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми средней групп на тему «Свойства бумаги и ткани»»
Конспект занятия
по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми средней групп
на тему
«Свойства бумаги и ткани»
Воспитатель: Шадурская А. В.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми
электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Первичные представления об объектах окружающего мира.
Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет,
форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Сенсорное развитие.
Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое,
жесткое, колючее и др.).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Речевое развитие»
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.
Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Физическое развитие»
Физическая культура
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей
организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Приучать к выполнению действий по сигналу.
Материал: листы: бумаги, салфетки, картон, ткань: шерсть, тарелки с водой, куклы Степашка, Филя, запись музыки.
Предварительная работа: Беседы о ткани, бумаги, загадывание загадок, дидактические игры, наблюдение, опыты, физические минутки.
Ход занятия.
Сюрпризный момент.
В гости к детям приходят Степашка и Филя. У Степашки в лапах платье сделано из бумаги, а у Фили из ткани. Степашка и Филя поссорились из-за того, чье платье лучше.
Воспитатель спрашивает у детей как же им можно помочь и как их помирить, затем предлагает детям рассказать все, что им известно о ткани и бумаге, и помирить кукол.
Дидактическая игра: «Что бывает из ткани».
(Дети перечисляют предметы из ткани, которые они знают.)
Воспитатель задаёт вопросы, может ли у нас всё быть из ткани
предлагает детям сесть за столы и проверить свойства ткани.
Игра – эксперимент: «Что какое?»
Дети берут в руки ткань и лупу, обследуют из чего состоит ткань, какая ткань на ощупь, можно ли её мять, промокает ли ткань в воде?
Дети должны сделать выводы, что ткань состоит из ниток, она мягкая, ворсистая, приятная на ощупь, ткань мнётся, её можно погладить, из неё шьют одежду, ткань трудно разорвать, но легко сшить, ткань промокает.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повернулись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Воспитатель говорит,что мы определили у Фили платье из ткани, и оно мягкое, прочное, и предлагает определить какие свойства у бумажного платья Степашки.
Беседа «Что бывает бумажным?
Воспитатель спрашивает у детей салфетка и картон – это бумага или нет?
Воспитатель предлагает посмотреть, какая бывает разная бумага и какие у нее одинаковые и разные свойства.
Свойство1. Гладкость.
(Дети берут в руки бумагу и лупу рассматривают её и делают вывод.)
Вывод: Бумага гладкая, приятная на ощупь.
Свойство 2. Мягкость.
(Детям предлагается смять листы.)
Вывод: они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше.
Свойство 3. Прочность.
(Дети пробуют разорвать салфетку, бумагу и картон).
Вывод: бумагу можно разорвать, значит, она непрочная. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее.
Свойство 4. Вес.
(Дети подбрасывают листы в воздух и наблюдают, как они падают).
Вывод: салфетка, бумага летают, значит, они лёгкие. Картон тоже летает, но падает быстрее, он тяжелее.
Свойство 5. Водопроницаемость.
(Листы опускают в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут.)
Воспитатель говорит детям, что у ткани и бумаги – много общего, но разное назначение. А Степашки и Фили советует больше не ругаться, помириться. Ведь играть можно и в бумажных и в игрушечных кукол.