Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе " Что мы знаем о воде?"
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе " Что мы знаем о воде?"
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть)Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.Развивать мышление, любознательность речь детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе " Что мы знаем о воде?"»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группы
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ»
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Познакомить детей с глобусом.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.
Уточнить значение воды для всего живого.
Развивать мышление, любознательность речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; развивать у детей связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…
Воспитывать бережное отношение к воде; уточнить знания о том, что вода – ценный природный дар, воду надо беречь.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Игровой (внесение игрового персонажа – игрушку «Буратино»; волшебное превращение детей в капельки).
– Буратино ничего не знает о том, что изображено на этих карточках, и очень просит вас рассказать ему о них. Поможем? (ответы детей).
– Буратино, присаживайся. А вы, ребята, посмотрите внимательно на эти карточки и решите, о чём мы сегодня будем рассказывать Буратино.
Дети выбирают карточку «Вода».
Карточку с изображением воды «отдаю в руки» Буратино, остальные собираю и убираю в сторону.
Воспитатель:
– Буратино, наши дети ещё сами мало знают о воде, но вместе, мы всё выясним.
– Ребята, подойдите к столу, посмотрите на глобус. Это наша земля, здесь мы живём. А вы знаете, почему на глобусе так много голубого цвета? Голубой цвет – это вода. Земля на глобусе показана жёлтой, зелёной и коричневой красками.
Буратино «сидит» рядом с глобусом, а дети находят на глобусе участки воды и суши.
Воспитатель:
– Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
Дети:
– Яблоко.
Воспитатель:
– Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети:
– На земле больше воды.
Воспитатель:
– Да, ребята, вы правы – воды на Земле больше, чем суши. Но мы обещали рассказать Буратино о воде очень подробно. Попробуем?
Дети:
– Да.
Воспитатель:
– Ребята, вы с водой хорошо знакомы, но давайте приглядимся к ней получше, познакомимся сами с некоторыми свойствами этого необыкновенного вещества и поможем их запомнить Буратино.
Попробуем чуть-чуть открыть водопроводный кран. Из него робко «выглядывает» прозрачная капелька. Постепенно капелька «раздувается», «вытягивается» и – КАП? За ней вторая, точно такая же. И вот уже потекла целая струйка воды…
Если быть внимательными и терпеливыми, можно узнать очень много нового о воде. Хотите?
Воспитатель:
– Тогда садитесь на стульчики, и ты, Буратино, устраивайся поудобнее и очень внимательно смотри и слушай наших детишек. Сегодня мне будет помогать во всём Анечка.
– Но сначала, ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, круглый; кубик – квадратный, а вода какой формы? (ответы детей).
– Давайте это проверим и сделаем вывод, какой формы вода.
– Аня, из графина налей воду в пробирку.
– Что делает Аня?
Дети:
– Аня наливает воду.
Воспитатель:
– А теперь перелей её в колбочку.
– Что теперь делает Анечка?
Дети:
– Аня переливает воду.
Воспитатель:
– Теперь вылей воду в баночку. Что делает Аня?
Дети:
– Аня выливает воду.
Воспитатель:
– Ребята, так какой же формы вода? (ответы детей).
– Форма, которую принимает вода, меняется?
Дети: – Да.
Воспитатель:
– Значит, какой вывод из этого можно сделать?
Аня:– Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды.
Воспитатель:
– А чтобы вам, ребята, и тебе, Буратино, легче было это запомнить, я приготовила символ (вывешиваю на доску).
– Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей).
– Хотите это проверить?
На столе стакан с молоком, стакан с водой, две чайные ложки.
Воспитатель:
– Какого цвета молоко? (белого).
– А про воду можно сказать, что она белого цвета? (ответы детей).
– Давайте проведём опыт:
Аня, возьми одну чайную ложку положи её в стакан с молоком, а другую ложку – в стакан с водой
В каком стакане ложку видно, а в каком нет? (ответы детей).
– Аня, сделай из этого вывод.
Аня:Вывод:
– Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель:
– Но вы знаете, ребята, наша вода бывает волшебной, и она может менять свой цвет, может из бесцветной превратиться в разноцветную. Хотите в этом убедиться?
На столе стоят стаканы с чистой водой, гуашь, кисточка.
Воспитатель:
– Аня, возьми на кисточку немного краски и опусти в стакан с водой, теперь помешай кисточкой.
– Что стало с водой?
Дети:
– Вода бесцветная, но может менять свой цвет.
Вывешивается на доску символ этого свойства.
Воспитатель:
– Ребята, дома проведите следующий опыт: добавьте в стакан с водой варенье. Что получится? Потом расскажете нам, хорошо?
Воспитатель:
– Это ещё не все превращения воды.
– Сейчас я предлагаю вам попробовать воду на вкус.
Детям предлагается попробовать кипячёную воду через трубочку.
– Какая вода на вкус? (ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная).
Воспитатель:
– Анечка, в графин положи несколько кусочков сахара и размешай ложечкой.
– Кто попробует водичку, которая получилась, и скажет, изменился вкус или нет?
Дети пробуют воду через трубочку.
– Какой она стала? (сладкой).
Воспитатель:
– Аня, насыпь в другой стакан немного соли и размешай. А теперь дай детям попробовать, какой стала вода на вкус? (ответы детей).
– Аня, сделай вывод из этого опыта.
Аня:– Вода не имеет вкуса, а когда мы в ней растворили сахар или соль, она изменила свой вкус, значит, она умеет менять свой вкус.
Воспитатель:
– А чтобы вы лучше запомнили это свойство воды, я добавлю следующий символ на доску.
Воспитатель:
– А теперь, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Есть ли у неё запах? (ответы детей: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха).
– Анечка, помоги мне, пожалуйста, из апельсина выжать сок (выжимаем), а теперь добавь этот сок в стакан с водой и дай понюхать детям.
– Изменился запах? (ответы детей).
– Аня, вывод…
Аня:
– Вода не имеет запаха, но она может менять свой запах.
Вывешиваю на доску символ этого свойства.
Воспитатель:
– Ребятки, сейчас я превращу вас всех в капельки. Я прочитаю волшебные слова, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки…
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей.
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся.
(надеваю на головы детей шапочки – Капитошки).
Физкультминутка «Ручеёк» – дети идут медленно, побыстрее и бегут друг за другом – так течёт, журчит ручеёк.
Воспитатель:
– Мы сегодня говорили о воде, и очень много о ней узнали нового. А теперь давайте расскажем Буратино, кому нужна вода.
Работа с панно «Кому нужна вода». (Дети называют чему и кому нужна вода и прикрепляют к панно в нужных местах: цветам на полянке, деревьям для того, чтобы они росли; рыбам в реке, лягушкам в пруду, для того, чтобы в ней жить; человеку, животным, птицам, бабочке…для того, чтобы пить водичку, купаться, умываться…).
Воспитатель:
– Ребята, а тут ещё картинки: книга, телефон, будильник… Почему вы их не взяли?
Дети:
– Им не нужна вода.
Воспитатель:
– Молодцы, ребятки!
– Ну, что Буратино, ты узнал что-то новое о воде?
Буратино:– Да! Только это так трудно всё запомнить.
Воспитатель:
– А Анечка тебе, Буратино, ещё раз напомнит. Слушай внимательно и запоминай.
Аня делает доклад о воде (подглядывая в карточки-символы).
* Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем.
* Вода бесцветная, но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску).
* Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе).
* Вода не имеет запаха, но может его менять.
Буратино:
– Ну, спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель:
– Буратино, а ты знаешь, что воду надо беречь?
Буратино:
– А зачем её беречь? Воды очень много и в озёрах, и в реках, и даже на улицах в лужах.
Воспитатель:
– Представьте себе, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет?
Дети:
Растения, животные, люди погибнут. Без воды никто не может жить.
Воспитатель:– Конечно, ребята.
Вы слыхали о воде,
Знаете – она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит…
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
И правда, без воды жизнь представить сложно.
Да, ребята, воды много. Она нужна и для умывания, и для приготовления пищи. Но для этого, вода должна быть обязательно очищенная. И люди, чтобы получить чистую воду, тратят много времени и сил. Именно поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Буратино и вы, дети, не забыли про это, дарю вам памятку – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».
Буратино:– Спасибо вам за всё! Теперь я всегда буду помнить, что кран нужно плотно закрывать.
Воспитатель:
– Ребята, давайте, и мы у себя в ванной комнате повесим такую же памятку. Согласны? (ответы детей).