Оборудование: картины художников на тему весны, мольберт, 6 ленточек (жёлтая, голубая, чёрная, белая, зелёная, коричневая) со стрелочками на концах, 3 листа формата А4 с изображениями солнца, ручья, и с прорезями, чтобы вставить снежинки, снежинки-шестигранники (6), 6 голубых ленточек, скреплённых с одной стороны, ваза с ветками и распустившимися почками, искусственная ёлка, грач и скворец из картона, ширма, магниты, указка, фломастеры зелёного цвета на каждого ребёнка, диск со звуками природы (полевой жаворонок), картина: на листе ватмана контуры проталины, подснежников, солнца, птиц, деревьев, ручья.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети заходят в группу и подходят к ширме с картинами)
-Посмотрите, ребята, мы, наверное, попали в картинную галерею. Сколько картин!!! Нравятся они вам? Какое время года изображено на этих картинах?
-А что же это за картина? (подходят к чёрно-белой картине с контурами предметов). Что здесь хотел изобразить художник? Назовите приметы весны. А как вы думаете, какой из этих признаков самый важный? Почему тает снег, бегут ручьи?
-Чего не хватает на этой картине? Давайте её разукрасим. Будем сегодня художниками.
II. Основная часть.
(дети разворачиваются и видят ленточки-дорожки)
-Сколько перед нами дорожек! По какой из них мы пойдём к солнцу? (идут)
А теперь скажем, что делает солнышко весной? (греет, улыбается, светит, ласкает)
По мере называния дети берут по одной полоске-«лучику», а логопед берёт круг)
-Возвратимся к нашей картине и раскрасим солнышко.
-Пойдёмте по второй дорожке. (Подходят к мольберту, где прикреплён лист с прорезями)
Какой снег весной? По мере называния слов, дети вставляют снежинки в прорези. Как называется место, где снег растаял? (дети берут проталину и закрепляют её на картине)
-Тающий снег превращается в воду и … . По дорожке какого цвета текут ручейки? Пойдёмте по ней.
-«Скажи наоборот»
Логопед берёт 6 ленточек, скреплённых с одной стороны. Я буду говорить слово, а тот, за чью ленточку я потяну, говорит слово наоборот.
Бывают ручейки грязные, а бывают …
Бывают ручейки длинные, а бывают …
Бывают ручейки широкие, а бывают …
Бывают ручейки глубокие, а бывают …
Бывают ручейки тёплые, а бывают …
Бывают ручейки прозрачные, а бывают …
(Дети берут ручеёк (деталь) и прикрепляют её к картине)
-«Составь предложение»
Какие цветы появляются первыми? Как вы думаете, по какой дорожке мы пойдём? (идут по белой дорожке)
-На нашей картине пока нет цветов, чтобы они появились, составьте предложения.
Снег, из-под, цветок, появиться
Выросло, три, подснежник, поляна, на
(дети прикрепляют цветы на картину)
-«Подбери слово»
На нашем дереве нет листочков. Пойдёмте по зелёной дорожке и посмотрим, что весной происходит с деревьями. (дети подходят к вазе с ветками и распустившимися почками) Что же произошло? Возьмите фломастеры и мы пойдём раскрашивать наше дерево на картине.
Дети подбирают слова- признаки и рисуют листочки на дереве на картине
-«Практическое употребление предлогов»
Наши деревья как будто кого-то ждут. Пойдёмте по коричневой дорожке и послушаем. (дети слышат пение жаворонка) Подходят к ёлке с птицами.
Где сидит грач? (под деревом)
Где сидит скворец? (на ветке)
(дети берут изображения птиц и прикрепляют к картине)
Ну, вот наша картина готова. А теперь отдохнём.
-Физ. Минутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут покажем,
Крылья сложили назад.
(все садятся перед картиной)
-Составление коллективного рассказа о весне
Давайте опишем словами, что нарисовано на нашей картине по порядку. Сначала мы скажем о солнце, затем о снеге, далее о ручье, потом о подснежниках, о деревьях, и, наконец, о птицах. Каждый из вас скажет о чём-то одном, а я вам помогу.
(составление рассказ детьми)
-Рассказ одного ребёнка
Вы помните, что мы с вами в картинной галерее. Как называется человек, который рассказывает о картинах? Один из вас сейчас будет экскурсоводом и расскажет нам об этой картине.
(рассказ одного ребёнка)
III. Итог.
Что мы сегодня делали? Где мы сегодня побывали? Спасибо за работу!