Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "В поисках колокольчика"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "В поисках колокольчика"
Дети вместе с феей Говоруньей узнают новое о гласных звуках, их особенностях, закрепляют приобретенные умения, развивают речь. Интересные задания вызывают положительный эмоциональный отклик у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Способствовать развитию умения отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;
Воспитательные:
Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность;
Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Материал и оборудование: магнитная доска, указка, сундучок, 2 колокольчика, мяч красного цвета, картинки-схемы, фишки красного цвета, картинки, розетки с бисером, листья клена.
Ход занятия.
В группу входит воспитатель в костюме феи Говоруньи.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Говорунья. Я пришла к вам за помощью. Дело в том, что холодный осенний ветер спрятал мой волшебный колокольчик (показ изображения колокольчика) где-то у вас в группе. Чтобы колокольчик отыскать, надо в игры поиграть. Ребята, вы поможете мне?
-Для того, чтобы у нас все получилось, давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение, оно нам пригодится:
Собрались дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите-ка, здесь картинки-схемы слов. Ребята, нужно в каждом слове найти «волшебный» звук и назвать его. Какие «волшебные» звуки вы знаете? (Ответы детей).
Фея: Молодцы! Вы правильно назвали. А какой волшебный звук можно спеть, протянуть в слове «мак»? (Ответ детей).
Затем повторяется задание со словами «дом», «дым», «лук», «лес», «кит».
Фея: Умнички, ребята. Эти звуки еще называются гласные звуки, так как они произносятся голосом. Их можно пропеть, протянуть, и когда мы их произносим, во рту нет никакой преграды. А сейчас загадка. В каком слове есть гласный звук «о»? (Ответ детей). А в каком слове – гласный «и»?
Фея: Хорошо, ребята. Давайте обозначим на картинках-схемах гласные звуки красными фишками. (Показать одну из них).
Дети обозначают гласные звуки в словах «мак», «дом», «лук», «дым», «лес», «кит» красными фишками.
Фея: Очень хорошо. Я сейчас вам спою мою любимую песенку про гласные звуки, а вы подпевайте.
За окном летит листва,
Повторяем вместе А.
Мы присели на траву
И запели тихо У.
Нам от солнышка светло,
Повторяем дружно О.
Мы запели грустно И,
Ах, какие молодцы.
Поем вместе хором Ы.
Воспитатель: Просто чудесно! Дети, у меня есть красный мяч. Давайте поиграем в игру «Назови слова». Кому я брошу мяч, попробует назвать слово, начинающееся на гласный звук «А» и перебросит его мне.
Игра «Назови слово».
Воспитатель: Молодцы, много слов вы знаете. А теперь присаживайтесь на стулья. Скажите, какое сейчас время года? (Ответ детей).
- Какая погода бывает осенью? (Ответ детей).
-Что происходит осенью с растениями? (Ответ детей).
- Какие деревья сбрасывают листву? (Ответ детей).
- Какие деревья остаются зелеными? (Ответ детей).
Фея: Молодцы. Я знаю ещё одну интересную игру, давайте в неё поиграем. Игра называется «Телеграф». Я буду произносить слова, а тот, кого назову, попробует отхлопать в ладоши количество слогов в заданном слове, как будто передает слово по телеграфу.
Фея: Умнички, все справились. А теперь давайте попробуем отгадать, какая картинка лишняя и почему. (Игра «Четвертый лишний»).
Фея: Прекрасно, ребята. У меня появилась замечательная идея. Давайте сделаем подарок холодному осеннему ветру, и он больше не будет прятать мой колокольчик. В волшебном лесу я насобирала эти листья. Мы их украсим каплями росы и подарим осеннему ветру. А чтобы наши пальчики работали быстро и ловко, разомнем их. Повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
1,2,3,4,5, будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Осеннему ветру букет отнесем.
Воспитатель: Хорошо, пальчики размяли, можно приступать (дети украшают листья бисером).
-У вас очень красиво получилось!
Ой, ребята смотрите, вы не знаете, что это? (Дети находят сундучок).
Фея: Ребята! Это сундучок холодного осеннего ветра, может быть в нем спрятан мой колокольчик? Но сундучок не открывается. Давайте попробуем открыть его с помощью скороговорки:
Сухие листочки на суках-сучочках, на суках-сучочках сухие листочки.
Сначала произнесем ее медленно и все хором. Молодцы. А сейчас быстрее. Отлично! Вот и открылся сундучок. А вот и мой колокольчик! Фея достает колокольчик. А этот колокольчик – вам подарок от меня за вашу помощь. Фея достает другой колокольчик. Складывайте свои листики в сундучок.
Фея: Ребята, давайте вспомним, что же мы с вами делали? (Ответы детей). А что вам больше всего понравилось? (Ответы). Мне тоже понравилось с вами играть, но уже пора уходить. Я отнесу сундучок и подарю ваши листики холодному осеннему ветру. До свидания! (Фея уходит).