Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для подготовительной к школе группы "Как поймать радугу"
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для подготовительной к школе группы "Как поймать радугу"
Данная разработка по опытно-исследовательской деятельности поможет педагогам-дошкольникам в простой, интересной и непринужденной форме познакомить воспитанников с таким природным явлением, как радуга. Разработан с учетом ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для опытов: таз с водой, зеркало, фонарик, молоко, моющее средство, ватные палочки, пищевые красители, ложки, тарелочки , мыльные пузыри на каждого ребенка, 8 разноцветных ленточек, волчок «Радуга», салфетки и листы альбома на каждого ребенка;
- запись рингтона « Улыбка», «Радуга желаний»;
- Физминутка - танец «Радуга», халаты на каждого ребенка.
ХОД образовательной деятельности
1. Упражнение «Улыбка»
Воспитатель: - А какое сейчас время года?
- Какое у вас настроение вызывает осень?
- А вы знаете, как можно поднять настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
-Ответить на вопрос нам поможет эта веселая песенка. Давайте присядем на ковер и послушаем. Можете подпевать.
Звучит песня: От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкой своей И она к тебе еще не раз вернется.
Воспитатель:-Так как можно поднять себе настроение?
- Правильно: надо улыбнуться. И солнышко Вам улыбнется!
Воспитатель: Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, и нашим гостям!
2. Беседа по вопросам:
Воспитатель - О чем еще упоминается в этой песенке? (ответы детей) - О радуге. (иллюстрация «Радуга»)
- Посмотрите, какая красивая радуга у нас в группе. (инсталляция)
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение
Г. Лагздынь «Радуга»
Воспитатель читает стихотворение ( при чтении демонстрирует инсталяцию)
В радуге - семь дужек,
Семь цветных подружек!
Красная дужка - оранжевой подружка!
Желтая дужка - зеленой подружка!
Голубая дужка - синей подружка!
Фиолетовая дужка - всем дужкам подружка!
А пойдут, как обниматься
Разноцветных семь подружек,
Начинают тут сливаться
В белый цвет - семь ярких дужек!
Семицветная дуга - наша
РА-ДУ-ГА!
Воспитатель: А сейчас мы с вами увидим, ка все 7 цветных радужных дужек сливаются в белый цвет. И в этом нам поможет простой волчок.
Демонстрация дисперсии света с помощью волчка.
Воспитатель: Ребята, как можно «расшифровать» слово «радуга»?
Воспитатель: А кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии.
Дети: Мы видели радугу, когда ехали в машине на дачу. Нам было радостно. И т. п.
Воспитатель: Радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда капает мелкий, частый, теплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга.
Иллюстрация «Появление радуги»
Воспитатель: А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада, во время тумана и даже ночью ( Иллюстрации « Разновидности радуги»)
- Люди еще с древних времен любовались радугой и отражали ее красоту в картинах
Воспитатель: А теперь давайте совершим экскурсию в нашу галерею, где представлены репродукции знаменитых художников.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке?
Ответы детей
Воспитатель: - Давайте мы с вами вспомним фразы помним , с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу. * Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
3. Физминутка - танец «Радуга желаний»
В конце танца дети выкладывают из ленточек радугу.
Воспитатель: Какая чудесная, красивая радуга у вас получилась!
4. Опытно – экспериментальная деятельность.
Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти в нашу лабораторию , где мы проведем опыты и попробуем создать самую настоящую радугу. Согласны?
Воспитатель: Прежде чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (карточка).
(Дети надевают халаты, рассаживаются)
Правила поведения в лаборатории:
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому. 2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя. 3.Каждую вещь клади на место. 4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!
1 ОПЫТ «Радуга из воды» :
Для этого нам понадобится таз с водой, зеркало, фонарик и лист белой бумаги.
(Зеркало наполовину погружается в воду и на него направляют включенный фонарик так, чтобы отражение упало на лист белой бумаги.)
Действия таковы:
положите зеркальце в неглубокую миску с водой, как показано на нижеприведенном рисунке;
расположите миску так, чтобы луч света — от фонарика или от солнца
отразился от зеркальца на лист белого картона; при необходимости меняйте угол наклона предметов.
В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга.
Воспитатель: Нам кажется, что свет белый. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и "распадается" на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Так получается разноцветная радуга.
2. Самостоятельные опыты детей
Воспитатель: А сейчас я вам открою еще один секрет. А вы знаете, что радугу можно сделать даже из молока. Хотите попробовать? А теперь вместе попробуем сделать радугу из молока.
Для опыта нам понадобится:
Миска с жирным молоком
Пищевые красители
Небольшое количество моющего средства
Ватные палочки.
Проведение опыта:
Воспитатель: - А этот опыт мы с вами проведем вместе.
Обратите внимание на столы: у вас находятся емкость с моющим средством, красители 4 цветов, ватные палочки и тарелочки с молоком.
- В миску с молокомкапаем сначала в середину небольшое количество красителя. ( воспитатель демонстрирует и показывает
детям у себя на тарелочке каждый шаг).
Потом капаем справа, слева, внизу несколько капель и т.д.
Далее, берем палочку смачиваем в моющем средстве и опускаем их поочередно к места краски в молоке . И наблюдаем, как краска начинает двигаться и получается красивая радужная смесь. Радуга готова!!!
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю вам сделать фото нашей радуги на память. Для этого мы просто возьмем лист бумаги и аккуратно приложим к нашей радуге. И фото на память готово! Дадим возможность им просохнуть. А потом вместе ими полюбуемся.
Воспитатель предлагает снять халаты и пройти на ковер для подведение итога занятия.
5. Итог занятия
Воспитатель: - Что же такое радуга?
- Какой из способов получения радуги вам запомнился и понравился больше всего? Какой из них вы покажете своим родителям дома?
Воспитатель:- Ой, ребята, а что это у меня? (воспитатель пускает мыльные пузыри). Догадались, почему я взяла именно мыльные пузыри на это радужное занятие ( Потому что на их мыльной поверхности также образуются радужные спектры).
- А хотите полюбоваться радугой и поиграть с мыльными пузырями?
- Тогда, за отличную и плодотворную работу в нашей1 лаборатории группа ученых «Пчелки» награждается мыльными пузырями. А дальнейшие опыты с ними продолжим на прогулке.
Дети под музыку «Радуга желаний» пускают мыльные пузыри.