kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по «Познанию/ФЦКМ/» Тема: «Наша Земля - живая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Наша Земля - живая»
Место проведения: групповая комната.
Длительность: 25 минут.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по «Познанию/ФЦКМ/» Тема: «Наша Земля - живая»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад № 3 « Петушок» села Кушнаренково муниципального района

Кушнаренковский район Республики Башкортостан






Сценарий организации и проведения

непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в группе общеразвивающей направленности детей

с 5 – 6 лет.

Образовательная область «Познание/ФЦКМ/»

Тема: «Наша Земля - живая»






 Подготовила: воспитатель

Башарова Расима Гайнулловна

2017














Тема: «Наша Земля - живая»

Место проведения: групповая комната.

Длительность: 25 минут.

Программное содержание:


Познавательные задачи:

познакомить детей с составом земли;

познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.


Развивающие задачи:

упражнять в умении сравнивать, анализировать;

формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.


Воспитательные задачи:

учить детей работать парами, формировать комму­никативные навыки;

воспитывать любовь к природе;

учить видеть необычное в обычном;

формировать основы экологической культуры.



Оборудование и материалы: 

мисочки с пес­ком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля; поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами овса; дидактическая игра «Откуда горсть земли?»


Интеграция  образовательных областей


Приоритетная область – «Познание»  (ФЦКМ)


По задачам и содержанию психолого-педагогической работы :

«Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»


По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

«Чтение художественной литературы», «Физическая культура»


Виды деятельности: коммуникативная, поисково-исследовательская, двигательная








Ход занятия.


Организационный момент

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, воспи­татель предлагает детям отгадать загадки.

И топчут ее, и копают ее,

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать?

(Земля)

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Ее еще называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-зем­ля», «матушка»? Какая земля у нас под ногами — твер­дая или мягкая? (Твердая, крепкая, надежная.) А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я пред­лагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимают­ся ученые?

(Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

Экспериментирование

Исследование песка

Воспитатель. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, поч­вой.) Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и по­смотрите, что там лежит. (Дети называют предметы.) Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои иссле­дования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчин­ки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Сыпучий.) А теперь возьмите трубочки и акку­ратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки пе­редвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта.) Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый пе­сок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой.) Из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого?

А кто из вас знает, как называются места на нашей пла­нете, где очень много песка в одном месте?

Там очень жарко, растений мало.

Такие места называются песчаными пустынями.

Чаще всего там растут кактусы, колючие растения

В пустыне могут жить различные животные и насекомые



По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вы­вод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, пес­чинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию гли­ны. Возьмите мисочки с еще одним из компонентов нашей земли. Как вы считаете, что это ? (Ответы детей.) Да, это глина. Внимательно рассмотрите ее. Какая она? (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.) Да­вайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмот­рим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо прохо­дит сквозь глину.) Как изменилась глина? (Стала плас­тичной, мягкой, из нее можно лепить.) Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.


По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона. Он был мастером гончарных дел, богомаза и игрушечника.
Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, но
внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.



В заключение воспитатель делает вывод: «Глина со­стоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она ста­новится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины).

Кроме этого глину используют в строительстве».

Глина является пластичной осадочной породой, которая, преимущественно, состоит из глинистых минералов. Плотная глина, лишённая примесей — доступное и ценное сырьё, используемое в строительстве.


Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные уп­ражнения.

РАЗ — и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА — и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ — сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ — камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ — я почва — верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!


После физкультминутки, дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотри­те их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.) Налейте на кам­ни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет.) Как они изме­нились? (Стали ярче, красивее.) Кто знает, где «живут» камушки? (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т.п.) Кто из вас видел камни и где это было?


В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они ''живут'' на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намо­чить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Исследование почвы

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотри­те ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.) Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, пес­чинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налей­те в мисочку немного воды. Что произошло? (Вода впи­талась, почва стала влажной.) Вспомните, как мы поли­ваем почву в горшках для комнатных растений, на клум­бе. Куда при этом девается вода? (Она уходит в почву, и растение может «напиться».) А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображе­ния крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «По­чваэто “живая” земля. Без нее не могут жить расте­ния. В почве обитает много разных животных. Она состо­ит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и дру­гих остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногамипесок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой».

Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (Земля.) Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На зем­ле растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую

зем­лю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас про­изнесет свое пожелание земле. (Дети говорят добрые сло­ва. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани, раскрашенной в технике батик.) А теперь давай­те поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображе­ниями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — камени­стый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусо­вой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка при­креплены картинки, на которых изображены разные угол­ки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много ка­мешков, — на лепесток с изображением гор, пакетик с чер­ной, плодородной землейна лепесток с изображением цветника и леса, с глинойна глинистую дорогу, с песча­ной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского бере­га.)


Заключительная часть

Воспитатель. Мы с вами провели интересные иссле­дования. Что мы выяснили? (Ответы детей.) Теперь, мо­жет быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накры­тый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в зем­ле выросли молодые побеги овсаво время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побе­гами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добры­ми словами и пожеланиями вы оживили землю. Возьмем этот поднос в группу и будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Конспект занятия по «Познанию/ФЦКМ/» Тема: «Наша Земля - живая»

Автор: Башарова Расима Гайнулловна

Дата: 01.09.2017

Номер свидетельства: 427037


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства