Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы: показ, чтение стихов, потешек; игровые изобразительные движения однородного характера с проговариванием: «сверху-вниз».
Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Дидактическое обеспечение занятия:
- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук;
- комплект для рисования по количеству детей: кисточка, посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для мытья кисточки, альбомный лист.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись «Шум дождя». Дети располагаются перед воспитателем полукругом.
Воспитатель: Ребята, а что же это у нас шумит?
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь.
Капай дождик веселей,
Ты водицы не жалей!
Дождик, дождик, полно лить.
Малых детушек мочить!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берется дождик?
Воспитатель: Правильно, из тучки. А как он появляется в тучке?
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас открою тайны дождя.
Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки
Воспитатель: Посмотрите, что у нас на подносе?
Воспитатель: Давайте представим, что это не губка, а маленькая тучка, в которой спрятались капельки дождя. Давайте сожмем губку и посмотрите, течет из неё водичка или нет?
Дети сжимают губку
Воспитатель: Почему же не идет водичка? (губка сухая).
Воспитатель: Наверное, в тучке очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Давайте напитаем нашу тучку водой. Для этого нам нужно положить губку на тарелочку, вылить воду из белого стаканчика на неё.
Воспитатель: А теперь давайте отожмем губку.
Воспитатель: Какой дождик у нас получился: сильный или слабый?
Воспитатель: А почему слабый? (Мало воды)
Воспитатель: А теперь давайте польем губку из синего стаканчика и отожмем её.
Воспитатель: Какой дождик у нас получился? (Сильный)
Воспитатель: Почему? (Много воды)
Воспитатель: Вот так, ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю в виде дождя.
Физкультминутка.
Музыкальная игра «С неба капельки летели…» (презентация)
Воспитатель: Ребята, а какой вам дождь больше нравится сильный или слабый?
Воспитатель: Присаживайтесь за столы, и мы с вами нарисуем дождь.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на своих листочках? (тучки)
Воспитатель: Возьмите кисточку тремя пальцами так, чтобы она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе.
Воспитатель: Сначала рисуем дождик из маленькой тучки. Рисуем пунктирные линии, проговаривая «кап, кап, кап».
Воспитатель: А теперь рисуем дождик из большой тучки. Рисуем сплошные линии не отрывая кисть от листа.
Воспитатель на мольберте рисует сильный и слабый дождь.
Звучит аудиозапись «Шум дождя»
Рефлексия:
Воспитатель: Что же мы узнали о дожде? (берется из тучки, бывает сильный и слабый)