| Воспитатель. Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно? Представьте, что у нас с вами есть машина времени! Мы отправляемся с вами в путешествие! Все закрыли глаза, и прислушались к тишине. (Звучит звук машины времени) . Открываем глаза. Слышите? ( Звучит русская песня).Это девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом. И мы с вами в хороводе пойдем ,а отправимся в гости на посиделки. «Музыкальная дорожка» русская народная мелодия «Ах, вы сени» 1. Дружно за руки возьмемся И по кругу все пойдем Мы шагаем не спеша Ногу ставим мы с носка (Идут по кругу хороводным шагом) 2. Врозь носочки, пятки вместе Потанцуем мы на месте Приседаем, посмотри Спинку ровненько держи (Выполняют полуприседания «Пружинка») 3. А теперь мы поспешим По дорожке побежим И попрыгаем немножко По дорожке, по дорожке (Выполняют поскоки друг за другом) 4. Тихо, тихо мы пойдем В гости мы сейчас зайдем (Выполняют пружинящий шаг) А вот и домик небольшой, Дым колечком над трубой, Видно, варится обед, Есть здесь кто-то или нет?
Хозяйка:Здравствуйте,гости дорогие, милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость! Посмотрите у нас сегодня гости. Приветствуем Вас люди добрые!
Хозяйка: Проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место. В старину темными и зимними вечерами собирались люди в большой избе на посиделки. Люди начинали заниматься домашними делами, все делали своими руками, да не кое-как, а так, чтобы душа пела да глаз радовался. Хотите узнать в каких избах жили раньше. Видео «Русская изба» Избами назывались раньше дома, построенные из дерева .Избы были небольшими, всего одна комната. А комнату в те времена называли горницей.В горнице стояла печь, стол,лавки,домашняя утварь. Вдоль стен стояли широкие лавки ,на которых сидели, а иногда спали. В каждой избе была прялка, на которой женщины пряли шерстяные нитки и вязали носки, варежки и другие вещи. Все в русской избе было сделано из дерева. Вот и в моей горнице все деревянное. Можете в моей горнице все посмотреть и все потрогать. Воспитатель .Ребята, а я то просмотрела из чего построена изба? А что главное было в избе? Для чего нужна была печь в избе?.Как раньше назывались деревянные дома? Как называлась комната в избе. Из чего сделаны лавки. посуда ?А какие вы молодцы. Все запомнили. Хозяйка. Где песня льется, там весело живется. А ну-ка разбирайте ложки хохломские,псковские.Запевайте песню шуточную. Молодцы! Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки… все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. А как мы знакомимся с фольклором разных народов? - Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? Хозяйка: Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки. А давайте прибаутки сказывать.
Раздается плач ребенка. Х-ка .Ой ребята, а знаете кто плачет в моей колыбельке. Пойдемте, посмотрим .Подходит к колыбельке приговаривает потешку. А у меня есть доченька звать ее Аленушка. Девочка припевочка, Круглая головушка. Моей доченьке Аленушке пришло время спать. А вы знаете, что раньше укладывали детей спать вот в такие кроватки , которые назывались колыбельками или люльками. Укачивая в колыбельке ребенка ,мама напевала баю-бай , желая своему сыночку или дочке добра и здоровья. Давайте и мы споем колыбельную песенку. Вот и спит моя доченька . Положу-ка я ее в колыбельку. Тары-бары растобары Поиграть сейчас пора бы. Игра «Угадай героя сказки» У меня есть волшебный клубочек (показывает). Я буду читать загадку, а вы должны передавать клубочек друг другу .Когда я закончу читать, то тот ,у кого окажется клубочек, должен угадать о какой сказке идет речь ,а остальные дети помогают в случае необходимости. 1.Был похож на мяч немножко И катался по дорожкам. Укатился ото всех, Кроме «рыжей», вот так смех! («Колобок») 2.Лисичка дом себе нашла, Мышка добрая была. В доме том, в конце концов, Стало множество жильцов. («Теремок») 3.Если сбрасывает кожу, На красавицу похожа. (Царевна-лягушка) 4.Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят) 5.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) Хорошо знаете сказки, молодцы. - В старину любили разных зверушек и даже складывали про них песни. Мы с вами сейчас споем русскую песню «Плетень» Хозяйка: А вы, мои хорошие, знаете, кто такой домовой? А чем он занимается?
Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?
Хозяйка: Правильно. В моем доме, живёт домовой Кузя. Он, как и вы, ещё маленький, он домовёнок. Раздаётся стук за печкой. Хозяйка высказывает предположения ,что кто- то пришёл и предлагает пригласить его в дом. Однако никто не появляется. Ситуация повторяется трижды. Хозяйка предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами, которые ребята только знают. В ответ на печке – ширме появляется игрушка- домовенок Кузя. Домовой за печкой жил, С ребятишками дружил, Он хозяйке помогал, Всех гостей он развлекал. Потом прячется, затевая с детьми игру «Аюшки».
Хозяйка: Конечно. Как вы ребята, думаете ,а у вас в детском саду есть домовой? Подумайте, как можно назвать домового, который живет в детском саду? Слышится шум, грохот. Хозяйка: Это Кузя опять проказничает. Пойду посмотрю, что на этот раз он сделал. Ребята, вы представляете, что он сделал? Перевернул чашку с металлическими гайками в чашку с горохом. Что мне делать? Как мне отделить гайка от гороха? Игра «Волшебный магнит» Хозяйка. Спасибо, ребята. Давайте еще поиграем . Игра «Шел козел по лесу» Хозяйка У моего, Кузи все носки прохудились, хотела заплатки поставить да забыла. Ребята, поможете мне заплатки поставить? Игра «Подбери заплатку»
Хозяйка Спасибо вам,ребята. Вот и закончились наши посиделки. Мне пора уходить. Заходите еще ко мне в гости. Я вам блинов, да пирогов напеку. До свидания. Воспитатель. А нам тоже пора в детский сад возвращаться. Включаем машину времени. Закрываем глаза… Вот мы опять в детском саду. А вам понравилось наше путешествие в прошлое? Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Все вы были молодцы! Смотрите. Здесь какая-то записка, наверное, хозяюшка оставила. Давайте прочитаем. « Желаю вам жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и фольклор наш любить!». А теперь, мы попрощаемся с гостями. До свидания! |
Дети заходят в зал Отвечают на вопрос педагога Дети закрывают глаза Дети выполняют движения в соответствии с текстом Дети: Здраве буде! Мир вашему дому, здоровья всем!
Дети усаживаются на скамейки, подушки. Дети просматривают видео Русская изба» Дети рассматривают домашнюю утварь и рассаживаются на места. Дети берут по 2 ложки,исполняют песню «Жил был у бабушки серенький козлик», затем садятся на места. Дети-Из книг, энциклопедий, по телевизору, Интернету Дети: через пословицы, сказки, дразнилки, потешки загадки, заклички, приметы. Дети инсценируют прибаутки -Федул. Что губы надул? -Кафтан прожег. А зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался -Фома,что из леса не идешь? -Да медведя поймал.! -Так веди сюда! -Да он не идет! -Так сам иди! -Да он меня не пускает! Девочки встают в круг и по очереди поют колыбельную песню , качая и предавая куклу друг другу. Дети встают в круг и передают клубочек ниток друг другу, отгадывают загадки. Дети инсценируют песню «Плетень» Дети: Домовой защищает от всего плохого: дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Дети: Он любит жить на печке или за печкой, в лапте или в бане. Дети высказывают самые разные предположения, кто же это может быть и вежливыми словами приглашают гостя войти. Дети играют в игру «Аюшки» Дети (кричат): Кузя! Кузя: Аюшки! Дети: Где ты был? Кузя: У бабушки! Дети: Что принёс? Кузя: Оладушки! Дети: Где же они? Кузя: Под лавкой! Дети: Экий, Кузя ты чудак? Кузя: А вы, детки как! Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели. Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется.) Дети: Кузя! Кузя: Аюшки! (выглядывает) Дети: Где ты был? Кузя: У бабушки! Дети: Что принёс? Кузя: Сапожки! Дети: Где они? Кузя: А, я сделал, как Вы велели на стол поставил и съел. Вот здорово! Я ведь действительно очень хороший. Дети: Садовёнок.
Дети: с помощью магнита выполняют задание. Ребенок считалкой выбирает ведущих. Играют в игру. Дети отвечают: Да. Детям раздаются образцы картонных носков (разные по цвету) где не хватает кусочка, и заплатки. Задача: подобрать нужную заплатку. Дети отвечают на вопросы. Дети прощаются с гостями. | Закрепили первоначальные знания о народных традициях . Познакомились с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода. Активизация словаря по теме «Народные традиции». Закрепили знания детей о русском фольклоре на примере сказок, о жанрах народного фольклора (потешки, загадки,колыбельные,прибаутки, ); Развитие зрительного восприятия, слухового внимания и чувства юмора Развитие интеллектуальных способностей при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок; Воспитание интереса к русскому языку и русскому народному фольклору Воспитание уважения и интереса к русским народным традициям, народному творчеству; Формирование эмоциональной выразительности при использовании русского фольклора; Воспитание дружелюбия, умение взаимодействовать со сверстниками; Формирование положительных черт личности в условиях общественной жизни на примерах русских народных традиций. |