— развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.
— воспитывать у детей желание быть отзывчивым.
Предварительная работа:
— Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности» ,
— Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.
— Дидактическая игра «Когда это бывает?»
— Подвижная игра «День и ночь»
Наглядный дидактический материал:
Демонстрационный:
— картинка-изображение Незнайки
— игрушка: старик-лесовик с часами
— игрушка Незнайка
— цветовой круг
— схема-таблица местоположения Солнца в разное время суток
— изображения природы в разное время суток
— изображения деятельности человека в разное время суток
Раздаточный:
— 2 комплекта карточек с изображением частей суток
— геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона
Ход занятия
Дети садятся за столы, перед ними на мольберте картинка с изображением Незнайки и игрушка, старик Лесовик с часами..
Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старику-лесовику, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Гном-волшебник рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Ответим на задания Хранителя времени?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.
Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: А сколько их всего?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.
Дети: — Утро, потому что Солнышко встает.
— День, так как Солнце высоко в небе.
— Вечер, Солнце садиться.
— Ночь, на небе появляются звезды и Луна.
Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. Поэтому, третьим заданием гнома-волшебника будет игра – «Когда это бывает?»
Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!
Подвижная игра «Геометрическая прыгалка»
(Две команды на скорость прыгают только по заданным геометрическим фигурам разложенным на полу в виде цепочки). Поиграли, сели за столы.
Воспитатель: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:
— Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).
— Ночью спим, а утром …(просыпаемся).
— Играем днем, а ночью …(спим).
— Солнце светит днем, а Луна …(ночью).
Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.
Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.
Воспитатель: Обе команды молодцы, со всеми заданиями вы справились! Хранитель времени готов расколдовать Незнайку! Закройте глаза!
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает куклу Незнайку.
Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание хотел вам пожелать: