Словесные: речевая настройка, беседа, загадки, чтение стихов, уточнение приемов экспериментирования, вопросы к детям, поощрения.
Наглядные: показ слайдов.
Практические: подбор материала для экспериментирования, экспериментирование.
Игровые: физминутка «Дождик», игра малой подвижности «Капельки».
Предварительная работа:
Чтение стихотворений о воде, дожде, заучивание песенки «Дождик», заучивание потешки«Водичка, водичка». Беседа на тему: «Для чего нужнавода?», наблюдение за дождем, снежинками, лужами.
Ход ООД:
Вос-ль: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. А теперь посмотрите на меня. Покажите мне все свои красивые глазки. Сядьте на стульчики красиво, как я. Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подарим всем наше хорошее настроение.
Вос-ль: Ребята, я хочу вам загадать необычную загадку. Чтобы ее отгадать, надо внимательно послушать. (Включаю аудиозапись «Шум дождя»). Ребята, как вы думаете, чья это «песенка»?
Дети: Это дождик.
Вос-ль: Правильно, это песенка дождя. А что такое дождик?
Дети: Капельки.
Вос-ль: Правильно, это капельки водички. (Показываю слайд, где изображены капельки).
Дождевые капельки,
Прозрачные, прохладные.
А от солнечных лучей –
Блестящие, нарядные.
Вос-ль: Вода, как волшебница, умеет превращаться. Сначала превратилась в дождик. С наступлением холодов она превратится в лед (показываю слайд):
Лед идет, лед идёт
Вереницей длинной.
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины.
А когда наступит зима, она превратится в снежинку (показ слайда):
Мы весёлые снежинки,
Мы летаем, как пушинки!
На нас шапочки резные,
На нас юбки кружевные.
Вот так вода- волшебница!
Вос-ль: Когда на улице шёл дождь, я собрала эти капельки в стаканчик. Давайте узнаем, какие они – жидкие или твёрдые? Посмотрите, как я переливаю воду из стаканчика в другой стаканчик. Что делает водичка?
Дети: Льётся.
Вос-ль: Рома, подойди и перелей водичку из одного стакана в другой. Что делает водичка?
Рома: Льётся.
Вос-ль: Карина, попробуй ты перелить водичку. У тебя получилось? Что водичка делает?
Вос-ль: Давайте мы положим ложечку в пустой стакан. Её видно?
Дети: Да, видно.
Вос-ль: Давайте попросим водичку спрятать нашу ложечку. Водичка, спрячь нашу ложечку(наливаю в стакан воды). Ребята, вы видите
Дети: Да, видим.
Вос-ль: Ребята, водичка спрятала ложечку?
Дети: Нет, не спрятала.
Вос-ль: Значит водичка какая? (прозрачная).
Вос-ль: Посмотрите, ребята, у меня есть ещё стаканчик, что я в него наливаю?
Дети: Молоко.
Вос-ль: А какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Вос-ль: Давайте проверим, смогу ли я в молоке спрятать ложку? Ребята, видно ложечку?
Дети: Нет, не видно.
Вос-ль: Ребята, где можно спрятать ложку? (Показываю стакан с водой и с молоком).
Дети: В молоке.
Вос-ль: Ребята, я забыла, вода какая?
Дети: Прозрачная.
Вос-ль: Ребята, а вы хотите превратиться в волшебников, как водичка?
Дети: Хотим.
Вос-ль: Надо произнести волшебные слова:
Ручками хлоп! Хлоп!
Ножками топ! Топ!
Покружись, покружись
И в волшебников превратись! (надеваю колпачки).
Вос-ль: Вот мы и волшебники. Давайте поиграем.
Физминутка «Дождик»(звучит аудиозапись).
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и постепенно
Дождик начинается.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик, землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далёкую дорогу
Птички собираются.
Вос-ль: Вот как весело поиграли! Жарко стало очень. Ребята, подойдите ко мне! Посмотрите, что это налито в бокальчиках?
Дети: Вода.
Вос-ль: Давайте понюхаем водичку. Водичка пахнет?
Дети: Нет, не пахнет.
Вос-ль: Значит, вода не имеет запаха. Ой, жарко! Давайте попьём водичку. Какая водичка, кислая? Сладкая? Горькая?
Дети: Нет, не кислая, не сладкая, не горькая.
Вос-ль: Значит, водичка не имеет вкуса, она безвкусная.
Вос-ль: Ребята, мы ведь волшебники. Хотите превратить водичку в сок?
Дети: Да!
Вос-ль: Подойдите ко мне. Закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Ножками топ-топ!
Ручками хлоп-хлоп!
Превратись водичка в сок.
Вос-ль: Открывайте глазки. Посмотрим, получился ли наш фокус (на разносе стоят бокальчики с соком). Ой, ребята, это сок! Давайте, мы его понюхаем. Пахнет сок?
Дети: Да.
Вос-ль: Сок ароматный. Давайте мы его попробуем. Что говорит вам ваш язычок? Какой сок?
Дети: Сладкий, вкусный.
Вос-ль: А водичка какая? (Прозрачная, жидкая, безвкусная). (Если дети затрудняются, подвожу итог с наводящими вопросами).
Вос-ль: А сейчас пройдите и сядьте на свои стульчики. Я вам покажу главное волшебство.(Беру стаканчик с водой и стаканчик, где лежат гранулы пищевой краски).
Чтобы получился фокус, надо сказать волшебные слова:
Ты, вода-водица, друг ты мой студеный!
Стань, вода-водица, не светлой,
А разноцветной.
(Дую на воду и переливаю в стакан с краской).
Вос-ль: Что произошло?
Дети: Она стала красной.
Вос-ль: Значит, вода может окрашиваться в разные цвета.
Вос-ль: А хотите сами сделать такой фокус?
Дети: Да, хотим.
Вос-ль: Подойдите, пожалуйста, вот к этому столику и возьмите стаканчик с водой. Держите крепко, не расплескайте волшебство. А теперь подойдите и возьмите пустые стаканчики. Чтобы произошло волшебство, надо сказать волшебные слова:
Ты, вода-водица,
Стань не светлой,
А разноцветной.
И осторожно подуйте на водичку. Теперь аккуратно перелейте в пустой стакан.
Вос-ль: Что произошло с водичкой?
Дети: Она красная, синяя, зеленая.
Вос-ль: Водичка стала разноцветная. Вот и водичка-волшебница, и мы с вами волшебники. Давайте похлопаем в ладоши! А теперь нам пора превращаться в ребяток. Закрыли глазки и повторяем волшебные слова:
Ножками топ, топ!
Ручками хлоп, хлоп!
Покружись, покружись
И в деток превратись!
(Снимаем колпачки).
Вос-ль: (Звучит аудиозапись «Шум дождя»). Ребята, нам дождик что-то сказать хочет. Давайте послушаем. Дождик сказал, что принёс на память о нашем занятии какой-то подарок. Посмотрите, что это?
Дети: Капельки!
Вос-ль: А капельки эти не простые, они хотят с вами поиграть.