Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»»
Консультация для педагогов ТЕМА: «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании
логических блоков Дьенеша»
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают математическое развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:
1.Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем ) объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3.Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4.Развивать пространственные представления.
5.Равивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
7.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
8.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
9.Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.
Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:
а) четырех форм
(круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм, возможно, познакомить с овалом, ромбом на усмотрение педагога;
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям), включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками, вводиться код, обозначающий знак отрицания «не». Не квадрат, значит круг или треугольник или прямоугольник, не красный, значит синий или желтый или зеленый; не большой, значит маленький и т.п.
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей.
^Логические блоки можно использовать: а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места). Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.)
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.
Изготовить логические блоки можно из цветной бумаги и картона. Также необходимо изготовить кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины-черным цветом, а обозначение цвета-цветным расплывчатым пятном. Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались. Следует изготовить и карточки со знаком отрицания.
Можно использовать еще одно пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющее кодовые карточки. Его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно взять альбом или тетрадь, у которых листы соединены пружиной. Со стороны скрепления листов отступить примерно 10см
и отрезать вдоль. Оставшаяся полоска из скреплённых листов (оставить 4 листа) делится на 4 части и разрезается до пружины, чтобы было возможно перелистывать отдельные части. На первой части на каждом листе изображается код формы, на второй части - код цвета, на третьей - код размера, на четвёртой - код толщины. При описании блока или кодировании перелистываются листочки, выбирается подходящее фигуре свойство.
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе только личностно-ориентированной модели общения. Перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности, развивать:
- умственные способности детей;
- логическое мышление;
- умение рассуждать;
- отстаивать своё мнение;
- способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи. Желаю удачи!