Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Организация культурно-досуговой деятельности как средство гармонизации детско-родительских отношений»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
структурное подразделение «Детский сад»
Консультация для педагогов «Организация культурно-досуговой деятельности как средство гармонизации детско-родительских отношений»
.
Подготовила: Колупаева О.Ю. воспитатель
Соликамск, 2017
Цель: Обогащение знаний о формах работы с родителями. Создание интереса к поиску нетрадиционных форм работы с родителями.
Мы говорим .на сердце руку положа , будет в человеке все прекрасно.
И мысли и поступки и душа.
В гармонии с природой и собой на свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите, храните экологию души.
Идеи социального партнерства и гумманизации социкультурного пространства начинают все активнее завоевывать место в программах развития образовательных учреждений , озабоченных вопросами гармонизации отношений между всеми участниками воспитательного процесса и социальными группами в ближайшем окружении, в микрорайоне . Удовлетворение разнообразных интересов детей в эстетической, эмоциональной, интеллектуальной, трудовой и других видах деятельности в ДОУ приобщение к опыту содержательного досуга детей и их родителей, расширение социокультурного пространства-все это является факторами развития позитивного социума. В настоящее время в системе образования “прорастают” идеи социального партнерства, которые могут быть использованы в деятельности дошкольного учреждения.
Несогласованность действий семейного и общественного институтов, ослабление ответственности родителей за воспитание и образование детей повлекли неконструктивное взаимодействие между ДОУ и родителями.
В современных условиях реформирования образовательной системы в России углубляется противоречием между требуемым и реальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации вышеуказанных функций всеми участниками педагогического воздействия, в том числе и родителей.
Разрешение данного противоречия возможно при условии единого управления и партнерского взаимодействия его участников (включая ближайший социум).
Создание системного подхода к технологии социального партнерства делает сотрудничество с родителями увлекательным, творческим процессом общения, имеющим целью обоюдное участие в формировании личности дошкольника и взаимно обогащающим педагогов и родителей. Разнообразные формы работы с семьями, с учетом их особенностей, вносят в педагогический процесс атмосферу светского воспитания, где родителей уважают, а ребенка любят, бережно и с пониманием относятся к его интересам, потребностям, возможностям.
Необходимо только научить родителей правильно проводить время, правильно организовывать свою деятельность.
Чем же можно занять ребенка дома, чем же можно заняться самому родителю?
Как научить проводить время с пользой и интересно.
Прежде всего необходимо вспомнить о тех самых принципах, которые характерны для развития познавательного интереса, для лично – значимой активности.
Деятельность-активность, характерная только для человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Деятельность отличается от активности прежде всего тем что имеет цель.
Какую же цель может нести досуговая деятельность?.
Заинтересованность в познании.
Овладение новыми знаниями
Чтобы деятельность была полезной, она должна стать субъективной.
Чтобы деятельность стала личной, она должна быть интересной.
Человек должен понять ее значимость для себя
Что же такое «ДОСУГ»?
Это деятельность, направленная на познание, снятие эмоционального напряжения. Какие слова мы можем подобрать к досугу?
Здоровый ребенок развивается в деятельности, Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Однако не вся деятельность развивает. Исследования последних лет показали, что «эффективность развития тесно связана с освоением детьми позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование-целостность, которая определяет самореализацию субъекта в той или иной деятельности» (М.В.Крулехт). Поэтому главная цель педагогов - найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности. Одним из средств развития субъективной позиции ребенка в деятельности становится «занятие по интересам» - досуговая деятельность. Она предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.
Виды досуговой деятельности:
Существуют два вида отдыха: пассивный и активный.
При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, созерцанием природы, красивых вещей, непринужденной беседой.
Чаще всего в детском саду используется активный отдых, который включает в себя занятия физкультурой, работы на участке, подвижные игры и др. виды.
Развлечения как один из видов досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения обогащают впечатления детей, развивают творческую активность, поднимают настроение и жизненный тонус ребенка.
К развлечениям относят: концерты, посещение театров, организация театрализованной деятельности с детьми, прослушивание магнитофонных записей музыкальных сказок, организация спортивных и интеллектуальных соревнований, забавы, аттракционы. К самообразовательной деятельности относится: чтение литературы, экскирсии, коллекционирование, хобби, самостоятельное экспериментирование, познавательные беседы. Творчество как досуговая деятельность осуществляется дома и в дошкольном учреждении и призвано развивать творческие задатки и способности дошкольников.
Организация кружковой работы в ДОУ – это и самообразование, и творчество, и отдых, и развлечение.
Досуговая деятельность вызывает у детей чувство радости от собственных побед, объединяет всех общими переживаниями.
Если в детском саду досуг дошкольника педагоги организовать могут, то дома это сложней ввиду отсутствия у родителей времени, незнания, чем занять ребенка, нежелания организовать ему эффективную деятельность.
Как же родителям помочь ребенку и себе?
Существует много способов, как разнообразить совместные домашние вечера.
Один из лучших приемов – игра.
Она помогает ребенку раскрепостится. Но нужно соблюдать несколько нехитрых правил: 1.Играть или не играть – выбор должен всегда оставаться за ребенком; 2.Вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и шумом; Игры с постепенным снижением нагрузки:
«Грибник» Предложите ребенку расставить кегли или мелкие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем ребенок закрывает глаза и по памяти собирает все предметы «грибы» в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру…
«Удержи книгу»
Представьте, что вместе с ребенком вы изобрели новый олимпийский вид спорта – балансирование с книгой. Пусть малыш пройдет по комнате, пытаясь удержать его на голове и не уронить. Он не должен дотрагиваться до книги руками. Очень скоро ребенок поймет, как важно передвигаться осторожно, высоко держа голову, Выбирайте книги разного формата, чтобы ему стало ясно, какие из них легко удержать на голове, а какие трудно.
«Собери палочки»
Даже маленькие дети любят эту традиционную игру. Возьмите 10 палочек от эскимо или пластмассовые соломинки. Ребенок держит их в руке, затем отпускает и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать их по одной так, чтобы не сдвинут остальные. Если сдвинул- игра начинается с начала.
«Поиски сокровищ»
Дети всегда с удовольствием что-нибудь прячут и ищут, поэтому поиграйте со своим малышом в «Прятки» или в «Поиски сокровища», используя игрушки или предметы домашнего обихода.
«Что пропало?»
Положите перед ребенком 5 предметов, пусть ребенок внимательно посмотрит на эти предметы и назовет каждый из них. Затем он закрывает глаза, а Вы в это время прячете один из предметов в карман. Снова посмотрев на поднос, ребенок должен определить, чего не хватает Чтобы было интереснее, постепенно добавляйте новые предметы.
Развивающие игры на кухне:
Развитие логики.
Процесс готовки любого блюда начинается с выбора кастрюли. Разложите перед малышом весь ассортимент и задайте несколько необходимых условий для выбора нужной. Для малыша достаточно обозначить цвет и размер, а ребенок постарше может решить уже настоящую логическую задачу. После выбора кастрюли необходимо подобрать крыжку.
Занимательная математика.
Выложить перед малышом необходимые для приготовления блюда овощи. Ребенок должен сам или с маминой помощью отсчитать нужное количество овощей..Например: на каждого члена семьи по картошке; две луковицы на всех и т.д.
Занимательное конструирование.
Занятия по конструированию можно устроить с помощью нарезанных овощей. Попросите ребенка расставить нарезанные разноразмерные овощные кружочки в порядке возрастания или убывания величины. Или выложить из них снеговичков .
Рисование.
Покажите ребенку, какой красивый и замечательный след оставляет после себя свекла – ею можно рисовать как карандашом, главное чтобы бумага была шероховатая.
Также можно использовать пересыпание круп и переливание жидкостей, игры «Золушка» - разбери рис и горох;
«Бирюльки» - высыпанные в гору спички необходимо вытаскивать по одной, чтобы не упала гора;
«Выложи узор» - раскладывание крупы в красивый узор.
С помощью вечерних игр можно помириться после ссоры и показать ребенку свою любовь, исправить тяжелый день и помочь забыть дневные слезы и проблемы.
Литература: 1. Тубельская Г.Н. «Детские праздники в семье». М., 1999. 2. Воловик А.Ф., Воловик В.А. «Педагогика досуга». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. «Организация досуга детей в семье». Изд., «Аркти», М., 2008. 4. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду». М.,2009.; «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников». Изд. Творческий дом «Сфера». М.,2004.