Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Организация пространственной среды в группах старшего возраста"»
Организация пространственной среды в группах старшего возраста
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о проведении в 2017 году в России Года экологии. слайд 1
Мы все гордимся родной природой, но помогает ее сохранить только 1% россиян.
Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие. Слайд2
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в нашем дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Существенная роль этому аспекту отведена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Основной формой работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - пространственной среды.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» слайд 3
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка
и поэтому насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей, интересов и возраста детей. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Слайд 4
Старший дошкольный возраст слайд 5
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок мог заниматься любимым делом.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Слайд 6 Одним из важных условий реализации системы экологического образования для детей старшего и подготовительного возраста является правильная организация и экологизация развивающей среды.
А главной задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
Слайд 7,8,9
Элементы предметно – пространственной среды
Элементы ППС
Функциональная роль
Формы и методы работы
Экологический кабинет
Обучающая, релаксационная
Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы
Лаборатория
Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие
Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения
Живой уголок
Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам
Наблюдение, уход за растениями, животными
Зимний сад
Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами
Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения
Библиотека
Познавательная, формирование интереса к чтению
Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов
Экологическая тропинка
Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой
Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)
Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы
Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников
Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ
Фитобар
Оздоровительная, познавательная, релаксационная
Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур
Театральная студия
Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках
Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала
Музыкальный зал
Эколого-эстетическая
Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы,
прослушивание записей звуков природы
Физкультурный зал
Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие
Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки
Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения.
Слайд 10
Успешная реализация рабочей программы «Познавательное развитие» невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.
Слайд 11
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
- Проведение развлекательных мероприятий, викторин экологической тематики
Слайд 12
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей формирует у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достижение более высокого уровня их воспитанности.
Слайд 13
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, проводится анкетирование.
Пример анкеты:
• Что такое экология?
• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
• Посадили ли Вы дерево?
• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
• Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Слайд 14
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо с раннего возраста прививать нашим детям любовь к окружающей нас природе и всему живому в ней.
Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Слайд 15
На самом деле экологическое воспитание не есть что-то новое или непонятное. Это процесс, с которым каждый из нас работает ежедневно и практически ежеминутно.
Во втором полугодии наша группа планирует провести анкетирование родителей и выяснить их отношение к проблеме экологического воспитания в детском саду.
Создать уголок природы в группе.
Провести нетрадиционное родительское собрание, опираясь на экологическую тематику.
Продолжать работу с детьми по экологическому воспитанию.