Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Как приобщить детей к природе»»
Консультация для родителей
«Как приобщить детей к природе»
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды.
Погруженные в повседневные дела и заботы, мы к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека.
Давайте подумаем вместе, как родители, самые близкие ребенку люди, могут приобщить его к живой и неживой природе.
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями
- на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками;
- дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животных и растительном мире Земли;
- ухаживают за растениями на приусадебном участке.
Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Привлечь внимание ребенка к тем или иным средствам и способам познания окружающего может любой сказочный персонаж, например старичок - лесовичок. Вам не составит большого труда сделать его из крупной еловой шишки (туловище), грецкого ореха (голова), тонких изогнутых веточек деревьев (руки и ноги), кусочков пластилина для скрепления частей и обозначения глаз, носа, рта. Этот персонаж будет приходить в гости к ребенку и приглашать его на прогулку в парк или лес; приносить разнообразный природный материал, из которого получаются чудесные поделки.
Что еще доступно пониманию ребенка в области природы? Очевидно, это представления о растениях и животных ближайшего окружения. Знакомясь с растениями парка, леса, сквера, дети учатся отличать деревья от травянистых растений (у деревьев толстые и прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Прочтите ребенку небольшие стихотворения, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.
Иногда старичок - лесовичок будет присылать ребенку посылки с книгами. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, О. Высотской, Л. Толстого, Е. Чарушина эмоционального, живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей, рыба), а также наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, гроза). В сочетании с непосредственным наблюдением природоведческая книга поможет ребенку внимательнее присмотреться к окружающей природе, научит правильно воспринимать ее. Но нельзя ограничиваться лишь чтением и обсуждением литературы, ведь дети очень активно познают мир и сами хотят потрогать разнообразные объекты, поиграть с ними. Предлагаю следующую игру – занятие.
Выберите из игрушек собаку, кошку, корову, курицу, обращая внимание на то, чтобы они не были стилизованы (одеты, неестественно раскрашены), а походили на настоящих. Закройте их платком и предложите ребенку узнать, кто под ним спрятался, отгадывая загадки. - Мохнатенький, усатенький, молоко пьет, песни поет Мягкие лапки, а в лапках цап – царапки. (Кот.)
- Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица.)
- Гладится – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
Если ребенок справился, вынимайте из под платка то животное, которое он отгадал.
Обсудите с ребенком, кто же спрятался от него, где живут эти животные. Такая беседа подведет ребенка к тому, что животные о которых говорили, имеют общие черты – живут рядом с человеком и помогают ему; назовите их одним обобщающим словом – домашние животные.
Знакомство с дикими животными может проходить по той же схеме.
Экспериментирование, так же как и игра, являются наиболее естественными путями познания в дошкольном возрасте.
Наиболее привлекательными для детей являются опыты с водой. Принесите миску, наполненную водой, разложите монетку и т.д., предложите ребенку игру «Кто умеет плавать?». Не забывайте задавать наводящие вопросы, которые помогут малышу сделать вывод о том, что размер предмета не имеет значения для его плавучести; важно, из чего он сделан – из дерева, металла, пластмассы и т.д.
Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Растения и животные хрупки и чувствительны, требуют к себе теплого и заботливого отношения.
Предложите понаблюдать за растениями на улице во время дождя, в комнате и на приусадебном участке во время полива. Обсудите, что нужно цветам, деревьям, травам, куда уходит вода из земли.
Попросите малыша регулярно поливать цветы на окне. Наверняка он забудет это делать. В течение нескольких дней листочки поникнут. Обратите внимание на это, спросите, как он думает, что же произошло. Если он не догадается, расскажите о том, что все живое пьет воду – люди, животные и растения. Предложите показать, каким стал цветок без воды (грустным и печальным).
Уже в три года дети видят некоторые сезонные изменения (зимой – холодно, идет снег; летом – жарко, ярко светит солнце и т.д.). При знакомстве детей с особенностями сезонов также нужно опираться на их чувственный опыт (холодной, ветреной зимой дети и взрослые надевают меховые шапки и теплые пальто; дождливой осенью берут с собой зонтики, надевают резиновые сапоги, чтобы не промокнуть и не простудиться; летом можно ходить в легких платьях и купаться в речке, вода в ней теплая, ласковая и т.д.).
К четырем годам ребенок приобретает определенный багаж знания о нерукотворном мире. У него развиваются познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно действовать с ними. Он начинает задавать Вам все больше и больше вопросов: «Почему осенью улетают птички?», «Где зимой живут жучки и бабочки?», «Деревья зимой умирают?», «Почему снег в комнате тает?».
Как же познакомить ребенка с временами года и их отличительными особенностями?
Природоведческие беседы развивают мышление и речь дошкольника. Чтобы беседа проходила успешно, Вам необходимо заранее подготовиться к ней, продумать вопросы к ребенку. Привлечь его внимание к беседе можно загадкой или стихотворением на соответствующую тему, введя элементарные игры. Например, в гости к ребенку приходит знакомый лесовичок и приносит корзинку с дарами осени. Для того чтобы узнать, что лежит в корзинке, нужно отгадать загадки.
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
- Синий мундир,
Желтая прокладка,
В середине сладко. (Слива)
- Маленек,
Удалек,
Сквозь землю прошел.
Красну шапочку нашел. (Гриб)
В процессе совместного в Вами отгадывания загадок, лесовичок достает «отгадку», подарки Осени рассматриваются: внешний вид, где растут, как используются в пищу. Достаточно, если в корзинке окажутся 3-4 вида овощей, фруктов, грибов, семян. Чтобы ребенок мог сознательно отгадывать загадки, ему необходимы предварительные знания о тех явлениях или объектах, о которых идет речь. Поэтому прежде чем загадывать загадки про дары осени, сходите с ребенком в магазин или на рынок, купите овощи, фрукты, грибы; во дворе соберите плоды и семена деревьев. Дома рассмотрите их с малышом, пусть он потрогает, понюхает их, попробует на вкус и т.п. А через один – два дня можно загадать про них загадки. Введению понятий «овощи», «фрукты», «грибы», «семена» помогут значки, которые вы можете придумать вместе с ребенком, например такие:
Немного подробнее остановимся на условных значках. Мы уже говорили о том, что условный знак является тем средством, которое помогает ребенку обобщать и сохранять информацию. Знак – это не просто та или иная картинка, а такое изображение, за которым стоит определенный круг каких либо конкретных явлений и объектов. Например, значком обозначаются все перелетные птицы (и скворцы, и утки, ласточки), а значком - все хвойные деревья (ели, сосны). Эти знаки максимально схожи по внешнему виду с замещаемыми объектами.
Но ребенок может понять и знаки, имеющие более условное значение, например - гроза, лужи. Некоторые значки ребенок видит по телевизору во время передачи прогноза погоды:
дождь снег
Обозначая значками характерные приметы времен года, дети могут наглядно проследить изменения, происходящие с одними и теми де объектами. Например, состояние лиственных деревьев:
Вначале значки предлагает взрослый. Позднее ребенок сможет придумывать их по аналогии со взрослым. Так, если ребенок уже знает знак, которым обозначается состояние лиственных деревьев осенью («листопад»), то ему нетрудно будет догадаться как их изобразить зимой («деревья без листьев»).
Итак, постепенно, от занятия к занятию, малыш будет узнавать все новые и новые сведения о характерных приметах сезонов и обозначать их соответствующими значками.
Знакомство с сезонными изменениями в природе открывает широкие возможности для детского экспериментирования. Как много интересного происходит с водой и воздухом осенью, зимой, весной и летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит.
Поздней осенью и зимой особенно интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают что лед, снег, дождь, пар – все это вода. Попробуем поиграть так, чтобы они сами сделали такой вывод. Начать лучше с чтения детской литературы, описывающей как может выглядеть вода – в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т.д. Обсудите их с ребенком, вспомните какую воду и где вы видели на даче, у моря, дома, понаблюдайте за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.
С наступлением холодов проведите простой опыт. Приготовьте вместе несколько мисочек с сильно окрашенной водой и поставьте их на ночь на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спросите у ребенка, кто подменил ваши мисочки. Очень важно чтобы он сам пришел к этому выводу, что холод заморозил воду. Выясните, навсегда ли она такой останется, понаблюдайте за ее таянием. Вспомните, бывают ли такие явления в природе (тают сосульки, снег, лед), почему это происходит. Подведите ребенка к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении – тает.
Интересно провести еще один фокус с кодой. Вскипятите чайник и рассмотрите пар, выходящий из него. Поинтересуйтесь, что случилось с водой, залитой в чайник, откуда взялся пар. Если ребенок не сможет ответить, поднесите к носику чайника тарелку или блюдце так, чтобы на нем конденсировались капли. Откуда они появились, ведь из чайника выходит пар? Рассуждая вместе с ребенком, можно прийти к выводу, что пар – это и есть вода, только очень сильно нагретая. Когда она остывает на тарелке, то снова превращается в воду.
В заключение необходимо обобщить представление детей о свойствах воды, ее способности изменяться в зависимости от температуры: если мороз – она замерзает; если теплеет – тает; при сильном нагревании – превращается в пар.
Другим интересным объектом экспериментирования может стать воздух. Обсудите с ребенком его свойства (Он повсюду, вокруг людей и внутри их; он невидим, легкий, но сильный – это ветер и буря). Воздух – невидимка, но его можно найти, если подуть на флюгер, елочный дождик. В природе он наметает сугробы, наклоняет до земли даже крепкие деревья. Иногда он ласковый, тихий, слегка поигрывает с листочками на деревьях.
Ознакомление детей с природой – довольно сложная тема. С одной стороны, это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. Освоение и понимание ее законов требует не только рациональных подходов и знаний. Необходим чувственный опыт детей, да и самих взрослых. С другой стороны, ваша работа будет осложняться тем, что ребенок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила по отношению к природным объектам. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его. Я уверена, что ваши усилия по воспитанию экологической культуры ребенка не пройдут бесследно.