kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание условий».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей на родительском собрании

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание условий».»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Крюковский детский сад


Конспект родительского собрания на тему:

«Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание условий».


Содержание

1. Педагогические способности, необходимые для поддержки индивидуальности и инициативности детей.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды, как условие развития индивидуальности и инициативности детей согласно требованиям ФГОС ДО.

3. Содержание работы с родителями по развитию индивидуальности и инициативности детей.

4.Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности дошкольников .



Вступление

В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Проблема развития индивидуальности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Интерес к данной теме обусловлен гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее, динамичнее и сложнее, что требует от человека не шаблонных, привычных действий, а проявлений креативности мышления в решении задач, способности самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Именно поэтому идея поддержки индивидуальности и развития инициативности дошкольников является ключевой в ФГОС ДО.

Эти положения находят отражение в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

В дошкольной педагогике развитие индивидуальности и инициативности у детей рассматривалось многими психологами и педагогами-исследователями (Л.С. Выгодский, М.И. Лисина, Н.Е. Веракса, Л.А. Порембская, Ф.В. Изотова, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков и др.). Специалисты отмечают, что показателями индивидуальности и инициативности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, умение осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, проявление инициативы и творчества в решении задач.

Но у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирован уровень индивидуальности и инициативности.

Для детей дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Мы пришли к выводу, что необходимо разнообразить формы работы направленные на поддержку индивидуальности и инициативности детей посредством игровой деятельности.

Нами была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по развитию у детей индивидуальности и инициативности.

Цель: создание психолого - педагогических условий для поддержки индивидуальности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности.

Задачи:

- овладеть современными педагогическими технологиями, способствующими развитию самостоятельности и творчества;

- овладеть формами и методами, способствующими созданию эмоционального благополучия детей;

- совершенствовать предметно – развивающую среду;

- развивать формы взаимодействия с родителями.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. И для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача педагога по поддержке индивидуальности и инициативности детей.

1. Педагогические способности, необходимые для поддержки индивидуальности и инициативности детей.

Прежде всего определим, что такое индивидуальность и инициативность.

Индивидуальность -

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Работа по поддержке детской индивидуальности и инициативности проводится по трем основным направлениям: работа с кадрами (плановое повышение квалификации педагогов, семинары, консультации, методические объединения, мастер-классы, самообразование), создание развивающей предметно-пространственной среды ( соответствующая возрасту, мобильная гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом), сотрудничество с семьей ( консультации, индивидуальные беседы по запросам родителей, организация совместных мероприятий (праздники, развлечения), участие в выставках, конкурсах, мастер-классы).

Необходимым условием развития индивидуальности и инициативности детей является воспитание их в ситуации развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития индивидуальности, позитивной свободы и инициативности ребенка.

Постараемся ответить на вопрос, какими компетенциями должен обладать педагог?

Основными компетенциями являются:

- обеспечение эмоционального благополучия детей,

- поддержка индивидуальности и инициативы,

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях,

- построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития,

- взаимодействие с родителями.

Рассмотрим поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.

Умения педагогов

Компетенции

Поддержка индивидуальности и инициативности

диагностические

Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности:

-затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,

-преобладает исполнительность,

-не способны предложить новые способы выполнения поручений,

-не задают вопросов.

Инициативные дети:

-задают тон в игре,

-неистощимы в придумывании сюжета,

-инициативны в выборе видов и содержания труда,

-демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы,

-способны предложить свои варианты выполнения задания,

-берут на себя лидерские функции.

проектировочные

Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности:

1. Трудовая деятельность:

2. Общение:

3. Игровая деятельность

4. Познавательно- исследовательская деятельность:

5. Конструктивная деятельность:

6. Художественная деятельность:

7. Музыкальная деятельность:

8. Восприятие художественной литературы:

9. Двигательная деятельность:

исполнительские

Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

- Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.

коммуникативные

Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы:

- Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку.

- поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности.

- проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка.

- чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах.

- в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах.

рефлексивные

Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:

- Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности?

- проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности?

- какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?


2. Организация развивающей предметно-пространственной среды, как условие развития индивидуальности и инициативности детей согласно требованиям ФГОС ДО.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Активность детей должна находить свое отражение в разных видах деятельности. А для этого в группе должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

- возрастного состава детей;

- психологической характеристики группы;

- количественного соотношения мальчиков и девочек;

- социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

- окружающей социальной практики.

Вернемся к умениям педагога. Одно из исполнительских умений – это создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности. Его составляющие необходимы для грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей;

- не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности:

- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

- Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

- Поощрение высказывания оригинальных идей.

- Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

- Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

- Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

- Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

- Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

- Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

3. Содержание работы с родителями по развитию индивидуальности и инициативности детей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями педагог должен строить на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Эффективности формирования индивидуальности и инициативности у детей будут способствовать следующие педагогические условия: целенаправленное формирование инициативности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка, сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности и инициативности у детей. Так как главную роль в формировании индивидуальности и инициативности ребенка занимает семья. Мы обсуждали проблемы формирования индивидуальности и инициативности у детей и способы их решения на родительском собрании. В приемной размещаем информацию для родителей, которая знакомит с актуальными аспектами по данной теме. По желанию родителей были проведены консультации: «Как воспитать инициативность у детей», «Основные принципы при воспитании инициативности и самостоятельности», «Основные принципы игровой деятельности детей дошкольного возраста»,

В нашей группе родители активно участвуют во всех конкурсах, делают работы совместно с детьми, принимают участие в проектах, где основой является инициативность детей.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития индивидуальности и инициативности детей.

4. Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста.

Инициативная личность развивается в деятельности!

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, она обладает огромным развивающим потенциалом. И чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

Разные подходы к детской игре отражены в работах известных психологов и педагогов. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие индивидуальности и инициативности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Игра привлекает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом:

- непосредственно-образовательная деятельность детей будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям;

- образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности;

- свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, индивидуальности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Организовывая работу по поддержке индивидуальности и инициативности детей, воспитатель использует разные виды игр. Но остановим свое внимание на дидактических играх.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:

- игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики;

- дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности;

- методика «Сюжетные картинки», Е.О. Смирновой, Р.Р. Калининой;

- методика «Четвертый лишний»;

- методика «Конструирование» С. Забрамной;

- методика «Разноцветные шары») и т.д.

Но мастерство воспитателя состоит не столько в том, чтобы успешно опробовать готовые формы работы, сколько в том, чтобы придумывать что-то новое, интересное и увлекательное для достижения поставленной цели.

Мне хотелось бы вам рассказать о видоизменениях математических пазлах, которые я использую своей работе. В математических пазлах картинка получается, если собрать по порядку полосочки с цифрами от 1 до 10. В ходе этой игры закрепляются навыки счета от 1 до 10; осуществляется подготовка детей к изучению сложения и вычитания; акцентируется внимание детей на месте числа в ряду других чисел; дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; формируется произвольное внимание, память, навыки самопроверки и самоконтроля. Так же эта игра способствует воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету. Замечательная игра, но минус ее в том, что для полноценного выполнения задания дети должны обладать знаниями о цифрах. В нашем же детском саду дети от 1,5 до 7 лет, играть они любят все вместе. И я задалась вопросом, как же адаптировать эту игру для ребят более младшего возраста. Сначала я стала использовать картинки состоящие не из 10, а только из 4, 5, 6 и т.д. частей. Следующий вариант – задание на закрепление навыков счета (полосочки нужно собрать в порядке возрастания или уменьшения количества кружков на ней). Затем я придумала вариант пазлов, направленных на закрепление цветов спектра и дней недели (цвета располагаются в соответствии с цветами радуги, умения определять количество предметов, знаний о геометрических фигурах (работа с цветовыми схемами, на умения устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты (длины, ширины) и располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины, на закрепление знаний о последовательности частей суток, их характерных особенностях и последовательности.

Как мы видим, вариантов этой игры множество, и ребенок сам может выбрать тему и уровень сложности задания, что является отличным способом развития индивидуальности и инициативности детей.

В заключение хочется подчеркнуть, что грамотное оснащение различных зон и центров деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной), партнерская позиция взрослого и продуманный выбор игровых методик способствует интеллектуальному творчеству, формированию индивидуальности и инициативности, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Однако, воспитатель не должен забывать о том, как важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Объединение всех перечисленных выше условий вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильина Наталья Анатольевна

Дата: 20.02.2018

Номер свидетельства: 458570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?" "
    ["seo_title"] => string(101) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-chto-takoie-fiedieral-nyi-ghosudarstviennyi-obrazovatiel-nyi-standart"
    ["file_id"] => string(6) "148027"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419544925"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Консультация для родителей Тема:"Основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования""
    ["seo_title"] => string(152) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-tiema-osnovnyie-polozhieniia-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "249969"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446998067"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Родителям о ФГОС дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(40) "roditieliamofgosdoshkolnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451474807"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Работа с коллегами в школе "
    ["seo_title"] => string(30) "rabota-s-kollieghami-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "110433"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406029623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства