Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Причины и ранняя коррекция речевых нарушений"»
За последние годы значительно возрастает процент детей с речевыми нарушениями. С каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны:
Перинатальное поражение ЦНС
Мозговая дисфункция
Различные внутриутробные инфекции
Гипоксия плода
Хронические заболевания матери
Осложнения, возникающие в процессе родов
Затяжные или стремительные роды
Целый ряд причин возникает в постнатальный период- заболевания ребенка, травмы, т.д.К сожалению, дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет.А самый значимый для детей возраст- от трех до пяти лет бывает упущенным .В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью- при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть ,если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.
Как можно раньше необходимо выделить детей группы риска по патологии речи, и вот на что надо обращать внимание :
Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, то надо обратиться к неврологу за консультацией, так как это является настораживающим признаком для прогноза речевого развития.
Другой настораживающий признак- ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте.
Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва ), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть.
Все выше перечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении ЦНС, впоследствии эти нарушения приводят к патологии речевого развития.
Родителям и специалистам необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц. Выраженность этих проявлений соответствует тяжести поражения мозга, может быть критерием для прогноза той ил иной степени речевых нарушений.
Специалисту многое скажут также строение черепно- лицевого скелета ребенка, особенности лица , шеи, конечностей, движения глазных яблок, мышечный тонус. Наиболее яркими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка и крик ребенка, который должен выражать его состояние - ощущение холода, голода, дискомфорт.
Родители должны уделять больше времени общению с ребенком -играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук: центры, ответственные за движения рук и за артикуляционные движения близко соседствуют в коре головного мозга.
Развивая мелкую моторику рук, мы готовим почву для артикуляционных движений. С малышами полезно играть в традиционные пальчиковые игры
«Ладушки», «Идет коза рогатая» ит.д.
Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массирую их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону.
Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему –все это способствует речевому развитию.
Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета –все это является симптомами речевых нарушений и связано с нарушениями в ЦНС. Заметив это, родители должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико- педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя, по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения.
позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать пока ребенок «выговориться», важно не упустить сензитивный период – с трех до пяти лет .только ранняя диагностика и своевременная коррекция – педагогическая и медикаментозная – помогут достичь успехов и компенсируют речевую патологию.
Очень часто легкие, неярко выраженные речевые нарушения остаются вне поля зрения специалистов, так как диагностика их затруднена. Врач невролог должен обращать внимание на речевое развитие ребенка и вовремя рекомендовать ему занятия с логопедом на фоне медикаментозного лечения.
Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипер моторности, что обусловлено слабостью ЦНС. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактериологическим развитием личности. Возможны агрессивность , чрезмерная расторможенность .Наряду с этим у большинства детей отмечается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.
Речевые нарушения, обусловленные нарушениями ЦНС, трудно корректируются, их исправление требует совместных усилий педагогов и медиков – в отдельности они бессильны. На помощь логопеду должен прийти врач .Логопед должен использовать в работе целый арсенал специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учения о компенсаторных возможностях ребенка. Вместе с назначениями невролога логопедические занятия способны эффективно помочь ребенку. Комплексный подход включает также массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастику.
При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы, она приобретает свойства, которые восполняют нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна, значительно снижается с возрастом. Работа по диагностике , коррекции и формированию речи с опорой на сохранные системы мозга должна начинаться как можно раньше.
Комплексный подход при коррекции речевых нарушений возможен только в специализированном детском учреждении. Здесь ребенок получает помощь всех необходимых ему специалистов, которые работают в тесном контакте друг с другом. В работе с детьми с речевой патологией важно тщательно изучить медицинскую карту ребенка, уделяя большое внимание анамнезу.
Это позволяет уточнить диагноз, дает возможность дифференцировать функциональные причины речевых нарушений, оценить компенсаторные возможности ребенка, сориентировать родителей на оказание посильной, а главное своевременной помощи. важно учитывать , что речевые нарушения связаны с повреждениями ЦНС и сочетаются с нарушениями паяти, ослаблением концентрации внимания, им рекомендованы специальные препараты, стимулирующие речевое развитие.
Если в работе с детьми , имеющими нарушения речи осуществлять комплексное воздействие , практически все дети будут выпускаться в школу с чистой речью и хорошо подготовленными к обучению в школе.