Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "В детский сад без истерик"»
В детский сад без истерик: 7 советов, как подготовить малыша
Знакомство с детским садом – интересный, волнительный и серьезный момент и для малыша, и для родителей.
Мнения о необходимости посещения детского сада расходятся, как и представления о том, в каком возрасте малышу стоит туда идти, что крохе следует уметь, как вести себя родителям и так далее. Но ведь, в конечном счете, мамы и папы стремятся, чтобы ребенок был счастлив, здоров и гармонично развивался. Так как же ему в этом помочь, если малышу предстоит впервые пойти в детский сад?
По мнению педагогов и психологов, признаки готовности малыша к детскому саду таковы:
он умеет отпускать от себя маму;
он владеет элементарными навыками самообслуживания (пользуется горшком, сам одевается и раздевается, умеет мыть ручки и т.д.);
он владеет более или менее понятной посторонним людям речью;
он четко понимает значение слов «можно», «нельзя», «нужно»;
он проявляет интерес к другим детям, к играм и совместным занятиям с ними
Конечно, эти критерии не являются обязательными, но такие навыки и умения непременно облегчат малышу адаптацию и последующее пребывание в детском саду.
Однако когда по семейным причинам у родителей нет возможности дождаться полной готовности ребенка к детскому саду, следует как можно бережнее подойти к подготовке ребенка к этому новому и непростому этапу его жизни.
В первую очередь, детский сад - это социализация. Кроха учится сам строить отношения с окружающими: дружить, ссориться, мириться, делиться, отстаивать свои желания и свое мнение, принимать самостоятельные решения. Обеспечить такое социальное развитие дома непросто, даже если малыш охотно ходит в гости, регулярно общается на детских площадках, посещает кружки и секции.
Развитие в условиях группы – еще один плюс детского сада. Дети тянутся друг за другом, положительный пример других стимулирует малыша, и он гораздо быстрее справляется с тем, что дома вызывало сложности.
Детский сад обеспечивает ребенку комплексное развитие. Эффективные дошкольные программы разносторонне развивают малышей, совершенствуя творческую сферу, логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные навыки. Во многих детских садах доступны дополнительные занятия танцами, иностранным языком, рукоделием и многим другим.
В детском саду происходит подготовка ребенка к школе (в возрасте 5-7 лет). В данном случае речь не об обучении чтению, письму, азам математики (это возможно обеспечить дома или водить ребенка на подготовительные занятия), а об эмоциональной и психологической подготовке. Малыш учится не только ладить со сверстниками, но и подчиняться общим правилам, вести себя в коллективе, слушать старшего, ориентироваться на установленный режим, что понадобится ему в школе.
Разделяйте важные события. Детские психологи утверждают, что родителям имеет смысл планировать глобальные изменения в жизни семьи с перерывом хотя бы на 1,5-2 месяца. Не стоит приурочивать начало детского сада к рождению младшего ребенка. Появление нового члена семьи – стресс для старшего малыша, скорее всего, он воспримет детский сад как место, куда его отправили, потом что он стал не нужен. Это же касается и смены места жительства: даже положительно окрашенные, такие сильные впечатления, наложившись друг на друга, могут стать непосильной ношей для нервной системы малыша.
Создайте у себя положительный настрой. Ребенок прекрасно чувствует мамино настроение и эмоциональное состояние: если она воспринимает детский сад как неведомое зло, если ей кажется, что малышу там будет плохо, грустно и одиноко, она неосознанно транслирует такое отношение ребенку. Кроха не понимает, что беспокоит маму, но ощущает, что когда речь заходит о детском саде, настроение у нее портится, она становится нервной и тревожной. При таких обстоятельствах садик у ребенка ассоциируется с чем-то опасным, неприятным и пугающим. Поэтому в первую очередь сами настройтесь на позитив.
Постепенно подстраивайте распорядок дня. Адаптация к детскому саду пройдет быстрее и комфортнее для малыша, если ключевые события дня (подъем, приемы пищи, дневной сон, прогулки) в саду будут происходить в то же время, что и дома. Если домашнее расписание сильно расходится с принятым в садике, постарайтесь каждый день сдвигать на 10-15 минут время укладывания в нужную сторону. Это убережет малыша от дополнительных переживаний.
Организуйте первое знакомство. До начала посещения садика, сходите туда с малышом «на экскурсию» - поприсутствуйте на прогулке, зайдите в группу, познакомьтесь с воспитателем. Так вы создадите у малыша ощущение, что он идет в знакомое ему место.
Много разговаривайте с крохой о детском саде. Обсуждайте, рассказывайте, делая упор на интересные положительные моменты (вспомните, что нравится ребенку, акцентируйте на этом внимание), задавайте вопросы «а как ты думаешь…?» - вы сможете больше узнать об опасениях и сомнениях малыша и развеять его беспокойство.
Играйте в ролевые игры. Поиграйте в детский сад – инсценируйте ситуации, используя кукол или мягкие игрушки, стройте из кубиков или конструктора детские площадки, кроватки, столы и стулья. Вместе приведите в такой «детский сад» любимую игрушку малыша, рассказывайте и показывайте ей, как в детском саду весело, проигрывайте сложные или непонятные для малыша ситуации, которые обязательно заканчиваются благополучно.
Рассказывайте сказки. Перед сном читайте или рассказывайте крохе сказки про детский сад, как малыш (назовите героя именем малыша или выберите другого персонажа – котенка, медвежонка, зайчонка и т.д.) пошел в детский сад, что он там делал, как ему было там интересно, сколько новых друзей у него появилось, какая добрая была воспитательница, как вечером пришла мама и так далее. Ваша главная задача – положительно настроить ребенка, сделать грядущее событие понятным и привлекательным для него.