Консультация для воспитателей "Беседа- эффективный метод воспитания безопасной жизнедеятельности дошкольников"
Консультация для воспитателей "Беседа- эффективный метод воспитания безопасной жизнедеятельности дошкольников"
Безопасность – это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Беседа – эффективный метод воспитания безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Воспитатель 1 категории
Голубова Е.В.
2018г.
Консультация на тему:
«Беседа — эффективный метод воспитания безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Цель: расширить и систематизировать знания детей об окружающей среде и здоровом образе жизни, о мерах по обеспечениюбезопасности жизнедеятельности;
развивать практические навыки безопасногоповедения детей в окружающей среде.
Безопасность– это«состояние защищенности жизненноважных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Актуальность этой проблемы сводится к тому, что
у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
не понимание потенциальной опасности в быту;
отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
Работа в этом направлении по большому счёту сводится к нахождению ответов на вопросы: «Как помочь разобраться в многообразии жизненныхситуаций?Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?»
Поэтому значимой является проблема создания условий в ДОУ позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Задачи, направленные на формирование безопасности жизнедеятельности дошкольников сводятся к следующему:
формировать позитивное и ответственное отношение к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью;
развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации;
учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитыватькультуру здорового образа жизни.
Эффективностьреализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной в группе, которая включает:
уголок безопасности;
иллюстративные стенды для детей и взрослых;
подборка литературы;
подборка иллюстрационного материала.
Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей.
Необходимо использовать разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности:альбомы «Опасные предметыдома», «Профессия пожарных»,«Служба «101», «102», «103»,«Спичка - невеличка», «Опасные ситуации в жизни детей».
Беседа является наиболее эффективным методом воспитания безопасности дошкольников. Беседу применяют в воспитаниидетей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы воспитательобъясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения ребенка. Тон речи воспитателяпри разговоре должен быть спокойным, уверенным, твёрдым.
Дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Формирование личной безопасностиребенка необходимо начинать с такого понятия, как «Что я знаю о себе?». Необходимо закреплять с детьми знания ими домашнего телефона, адреса, фамилии, имени, отчества родителей. Ребенок должен свободно отвечать на такие вопросы, как:
Как тебя зовут? Имя, фамилия.
Где ты живешь? Домашний адрес.
Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.
Место работы родителей?
Адрес детского сада?
Ежедневные минутки безопасности,необходимо включать в различные занятия и режимные процессы, которые позволят закрепить знания и умения личной безопасности у дошкольников.
Беседы,направленные на воспитание безопасности жизнедеятельности дошкольниковмогут быть запланированные, так и вытекающими из обстоятельств.
Утро начинается с прихода ребенка в детский сад. И первое что мы требуем от ребенка по приходу в группу – это мытьё рук. В младших группах объясняем детям, с какой целью это делается (потому что на руках есть микробы, руки моем, чтобы не заболеть).
Далее утренняя гимнастика. Прежде чем приступить с детьми к выполнению упражнений, выясняем, зачем мы выполняем утреннюю гимнастику (для того чтобы быть сильными, не болеть, быть веселыми).
Когда дети заняты в игровых зонах, также требуем от них выполнять определенные правила безопасной игры.Это – играть только в отведенных для игр местах, убирать за собой игрушки. Объясняем, что порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности.
На занятиях (например, во время работы с ножницами, клеем, карандашами) проводитсякраткий инструктаж безопасного обращения с данными предметами.
Широко используем произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасностии последствий шалостей. Читаем произведения (К. И. Чуковского «Путаница», «Кошкин дом»,Б. Жидкова «Пожар»,Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Тревога» М. Лазарева) и проводимбеседы по прочитанному.Также есть другие произведения, которые наглядным примером могут показать, к чему может привести то или иное поведение (Казаков Е. «Чик-чик ножницами»;Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»;Заходер Б. «Шофер»;Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»; Носов Н. «Заплатка»; Пермяк Ю. «Торопливый ножик»;Перро Ш. «Красная Шапочка»; ЧуковскийК. «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки»: безопасность для малышей».
Эффективенспособ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметомс помощью иллюстраций. При рассматривании данных ситуаций дети проявляют живой интерес, объясняют, почему могло произойти то или иное и как избежать в будущем.
Проводим беседуна тему«Что такое опасность и что такое безопасность?».
Задаем вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объясняем, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите – кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске – раскаленный утюг, разлитое масло. В ванной – ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в раздевалке – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец);в группе –большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол; в спальной комнате – кровати с острыми углами.
С детьми ежедневно вспоминаем правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); участок детского сада (обследование на предмет опасности).
Также проводим беседу на тему«Электрические приборы». Учим с детьми правила обращения с электрическими приборами.
Нельзя:
включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
трогать провода и электроприборы мокрыми руками - может очень сильно ударить током;
если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам.
если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электророзетку, обязательно сообщи взрослым.
уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы, и постоянно напоминай об этом взрослым.
нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
Проводим экскурсии по детскому саду: знакомим с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Проводим беседу «Огонь – друг или враг», основная задача состоит в том, чтобы донести до детей необходимость соблюдать правила пожарной безопасности.
Во время тематической недели «Здоровье» проводим беседы «Откуда берутся болезни» (цель которой сформировать представление о здоровье и болезнях, научить заботиться о своем здоровье и окружающих) «Лекарственные растения» (в ходе данной беседы знакомим детей с крапивой, подорожником, шиповником, тысячелистником, рассказываем о пользе данных растений, объясняем, почему эти растения называют лекарственными). Проводим беседу «Кошки и собаки – наши друзья» (Цель – научить детей понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает свои характером).
На родительских собраниях мыговорим с родителями о формировании у детей безопасного стиля жизни. Проводим анкетирование по выявлению у родителей знаний безопасного поведения.
Результатом всей этой работы должен стать новый образовательный результат, сформированный у дошкольников:
Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.
Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного поведениядля человека и окружающего мира.
На практикепроявляет осторожное и осмотрительное отношение к ситуациям потенциально опасным для человека и окружающего мира.