Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Что такое компетенции?"»
Что такое компетенции?
Компетенции - комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт.
Человек тем более понятен, чем увереннее он может объяснить, донести до других людей свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения составляет понятие коммуникативная компетентность.
И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т.п.), как правило, подразумевают вовлеченность в них, по крайней мере, двух участников. Чаще всего их, конечно, больше и все они с разными желаниями и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, знакомый человек (например, кто-то из родителей воспитанников группы и т.д.), малознакомый (например, врач детской поликлиники, библиотекарь или продавец в магазине и т.п.). Следовательно, и коммуникация, и деятельность, в которые вовлечены ребенок и другие люди, будут протекать по-разному, в разных ситуациях и партнерствах по-новому. Умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их на приемлемом уровне – это сфера проявления и развития социальной компетентности.
Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений несет и получает свою информацию. Звуки, тексты, цвета, информационные технологии – внешний мир это огромный поток информации. Что бы распознать этот мир, нужно уметь использовать разнообразные источники, несущие информацию, нужно учиться критично относиться к получаемой информации, уметь ее использовать. Значит, здесь место информационной компетентности.
Во всех жизненных ситуациях есть место для проявления и приобретения здоровье сберегающей компетентности: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует потребность в пище/питье или естественных отправлениях.
Основами перечисленных ключевых компетентностей обладают все дети без исключения, но проявляются разные компетентности у разных детей в разной степени: кто-то более говорлив, кто-то более деятелен и т.д. Проявление компетентности многократно усиливается, если ребенку интересно, то дело, которым он занят. Это может быть дело, выбранное им самостоятельно или предложенное взрослыми. Предпочтительно первое, так как именно в нем активизируются все внутренние ресурсы и уже имеющиеся, и потенциальные. Если взрослые не учитывают достижений ребенка, они совершают грубейшую ошибку, не помогая, а противодействуя развитию.