Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей ДО "Кинезиологические упражнения"»
Кинезиология- это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико - аналитических способностей левого.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Кинезиологические упражнения
Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия,устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизуют работу головного мозга.
Рубим капусту. Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
Барабан. Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой.
Столбики. Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.
Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.
Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.
Кисточки. Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4-6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4-6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.
Да – нет. Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать головой вперед - назад. Потом сделать по одному круговому движению головой по часовой и против часовой стрелки по 1 разу. Весь цикл повторить по 4 раза.
Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.
В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Но сейчас говорить уже поздно — надо работать. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Педагоги зачастую не готовы к работе с особыми детьми, им не хватает специальных знаний, технологий работы с особыми детьми. Одной из простых и доступных технологий являются кинезиологические упражнения. Наука достаточно молодая. Ее разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г., хотя истоки этой науки можно проследить в Древней Греции,в индийской йоге,в фольклерных пальчиковых играх в Древней Руси. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
«Уши».
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Лезгинка»
Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
«Лягушка»
Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Ухо –нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
«Симметрические рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.)
Поведение ребёнка-это важная составляющая развития младшего школьника. Любые нарушения в развитии личности сразу же проявляются в его поведении.
Для коррекции такого поведения : импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного и конформного, имеются учебная и игровая деятельности.
В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит в процессе преодоления ребёнком трудностей при выполнении усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).
Детям легче решить межличностные проблемы в уже усвоенной игровой деятельности, где они приобретают опыт терпимости, партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других детей.
Так какие же ИГЫ мы можем использовать для профилактики и коррекции поведения младших школьников?
Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
Игры – драматизации, образно-ролевые игры, психотехнические раскрепощающие игры, способствующие преодолению конформного поведения.
Коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения.
Сюжетно-ролевые игры для коррекции демонстративного поведения.
Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения.
Рассмотрим все по порядку.
Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиниться этим требованиям (т. е научиться их не нарушать).
В играх – соревнованиях правила чёткие, понятные и открытые. Это создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Такие игры для импульсивного и нетерпеливого ребёнка – как испытание. Поначалу такие игры сопровождаются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу, быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность (выиграть любой ценой) ослабевают, и ребёнок приобретает выдержку и самообладание.
Примером такой игры может служить настольная игра « ЛОТО». На первый взгляд игра элементарная, но в то же время очень полезная для импульсивных детей. Со временем игру можно усложнить: подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности и наблюдательности (играть с 2 карточками); внести в игру дополнительные запреты; ввести в игру новые формы организации (штрафы за нарушение правил); придумывание своих правил.
Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам с импульсивным поведением, у которых со временем формируются представления о ценности коллективных достижений. Вхождение такого ребёнка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремлённости, а необходимость согласовать свои действия с другими игроками помогает ребёнку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным. Примером может служить игра «12 записок».
Игры-драматизации – это театрализованные игры, где разыгрывается сюжет литературного произведения (сказки, басни, стихотворения). Такие игры целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы.
Раскрепощающие психотехнические игры- это специальные игровые упражнения. в которых содержится явная и скрытая формула поведения, отношение к себе или к окружающим. Примером служат игровые формулы – внушения: « Я могу сам…» « Я уже научился…», « Я смелый и решительный. Я сейчас выйду и хлопну в ладоши» и т.д.
Образно – ролевые игры хороши для застенчивых, необщительных детей. В них изначально нет сопряжённых ролей и ролевых отношений, т.е. исполняя какую-либо роль ребёнку не надо вступать во взаимодействие с другими играющими. Например, ребёнок может в своём видении «зайчика» исполнить его роль (смелого, слабого, непослушного…). Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен. Если ученик воплотит два противоположных образа одного персонажа. Это позволяет ребёнку осознать и оценить самого себя, своё поведение посредством нахождения у себя похожих черт с одним из образов.
Коллективные дидактические игры необходимы упрямым и эгоистическим детям, из-за которых они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Нередко это приводит к распаду совместных занятий и игр. Чтобы преодолеть эти недостатки, надо включать такого ребёнка в совместную дидактическую игру с другими детьми. Это заставляет ребёнка выражать своё мнение, учитывать пожелания партнёров, координировать с ними свои действия. Суть такой деятельности является ориентация ребёнка не на объект деятельности, а на координацию своих действий. Эта игра отличается от обычной коллективной тем, что она должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Приоритетным в таких играх является развитие у играющих таких навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интеллектов. Элементы же этого сотрудничества и ориентации на партнёра являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса. Например, игра парами « Собери кораблик». Найденная в игре атмосфера становиться значимой и в дальнейшей жизни ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра в отличие от других игр является активной формой экспериментального поведения и , следовательно, обладает мощным социализирующимся эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал таких игр заключается ещё в том, что в младшем школьном возрасте на первом плане для ребёнка стоят не функциональное исполнение роли, а её личностные характеристики.
Часто роль, которую исполняет ребёнок, соответствует его идеалу и личностным качествам персонажа (например, роль принцессы). Девочка наделяет своего персонажа чертами и характером , характерными для неё самой. Но по сюжету этот характер приходиться изменить, тем самым меняя и самого ребёнка. Ребёнку с демонстративным поведением целесообразно предоставить возможность сопоставить самого себя с двумя образами поведения: положительным и отрицательным. В этом случае ему проще в роли игрового персонажа определить свои негативные действия, черты характера от самого себя, сделать их внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение и, наконец, отказаться от них.
Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Такие игры («Бросалки», «Кричалки»)- это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. Например, игра «Цыплята». Ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т.е. разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. В играх« Молчанка», « Море волнуется раз, два, три…»дети не только разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
После таких игр полезно предложить ребёнку игровое упражнение, позволяющее ему осознать своё поведение или состояние: « Где прячется злость? А радость? А грусть ?.... Такие игры являются подготовительным этапом к режиссёрским играм.
Режиссёрская игра содержит широкие возможности для диагностики причин детской агрессивности, выявления личностных особенностей и способствует разрешению непосредственно в игре значимых для ребёнка затруднений. Здесь ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает роль режиссёра, учиться оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находит различные варианты поведения в ней и выбирает приемлемый. Кроме того , у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других людей.
Народная игра эффективна в работе, как с агрессивными, так и застенчивыми детьми. Одно из главных её преимущество-обаяние игровых персонажей. А преимущество заключается предшествующим зачином, игровой прелюдией.
Зная коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагая точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребёнка, то он может расставить так акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных и конформных младших школьников.