Консультация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО"
Консультация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО"
Консультация для педагогов детского сада "Моделирование развивающей предметно - пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
образовательной программы, как для школьной, так и для дошкольной ступени
образования. Эти требования зачастую идут вразрез с изменившимися представлениями
об оптимальной организации образовательного процесса.
Требования управленцев сводятся, в основном, к художественному оформлению
среды (интерьера). Что касается самой организации предметно-пространственной среды,
то здесь, по умолчанию, используется традиционное зонирование пространства. Множество методических рекомендаций направлено на демонстрацию частных примеров – как оформить ту или иную пространственную зону. Целостная модель образовательного пространства, как правило, не обсуждается (видимо, считается, что она известна и понятна всем).
Вторая группа требований – психологические концептуальные требования
ученых-исследователей к организации развивающей предметно-пространственной
среды, исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и
учитывающие современной движение к гуманизации образовательного процесса. Эти
требования не соотносятся с наличным «субстратом» образовательных организаций, то
есть предполагают материальную базу (здания и оборудование), которая еще не
существует в действительности, и в этом смысле являются довольно утопичными
(невозможно реализовать их в массовой практике не только сейчас, но и в ближайшие
десятилетия).
Работы, в которых выдвигаются такого рода принципиальные принципы, очень
абстрактны и не выступают руководством для конкретного проектирования среды (не
могут быть переведены в сферу непосредственного применения).
Педагоги-практики обычно ориентируются на устоявшуюся традицию в
организации предметно-пространственной среды, которую задают им администраторы и
управленцы. Предметно-пространственную среду педагоги воспринимают как готовую,
проектированную до них. Работа с пространством представляется как бы вне компетенции
воспитателя. Он может позволить себе заниматься лишь мелкими усовершенствованиями
и не посягает на большее, или ему не позволяет большего администрация детского сада.
Для воспитателей открыт лишь очень узкий аспект изменения предметной среды з-
художественно-оформительский. Абстрактные же психологические принципы,
предлагаемые теоретиками, никак не связываются в сознании педагогов-практиков с
реальным пространством образовательной организации, где царят другие «законы».
Эти «Законы» связаны с третьей группой требований к предметно-
пространственной среде. Они представлены в нормативном документе, носящем имя
«Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений
(далее СанПиН), которые во многом противоречат современным теоретическим
представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.
Дело в том, что притязания СанПиН выходят далеко за рамки санитарно-
гигиенических требований и совершенно необоснованно вторгаются в сферу организации
самого образовательного процесса, диктуя, какую подбирать мебель, как ее расставлять,
как и какие занятия проводить с детьми и т.п. СанПиН претендует на то, чтобы выступать
единым «законным» проектировщиком предметно-пространственной среды, требуя ее
жесткой унификации и образовательных организациях в соответствии с нормативами.
Между тем авторы СанПиНа (гигиенисты и физиологи) отстали от реалий
педагогической жизни, по крайней мере, лет на двадцать. Их представления об
образовательном процессе весьма архаичны: это единая образовательная программа и
образовательная среда для всех. Так как вся мировая педагогики (и отечественная в том
числе) в последние двадцать лет движется в сторону вариативности форм и содержания
образовательного процесса на всех ступенях развития образования.
Исходя из фундаментальных психологических концепций и исследования
восприятия предметно-пространственной среды (К.Левин, Дж.Гибсон, Р.Арнхейм,
С.Л.Новоселова, В.А.Петровский и др.) можно выделить несколько принципов
конструирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном
образовании.
Основным условием или принципом в иерархии требований должен быть принцип
соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию
образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается
специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности.
Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.
Принцип полифункциональности среды – предметно-пространственная среды
должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с
детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие
образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.Принциптрансформируемости среды связан с ее полифункциональностьюь – это
возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или
иную функцию пространства (в отличие от многофункционального зонирования, жестко
закрепляющего функции за определенным пространством).
Принцип вариативности – сообразно характеру современного образовательного
процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-
пространственной развивающей среды как прототип для разнообразных конкретных
вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Эстетический аспект среды должен присутствовать не как статичное внешнее
оформление (единый стилевой интерьер, а как момент «красоты», открывающийся
субъекту, в основном при изменении, трансформации привычной среды или в ансамбле
разностильных вещей).
В связи с этим, большой практический интерес представляет предложенная
Н.А.Коротковой и Т.Н.Дороновой [2] рамочная конструкция среды группового
образовательного пространства, которая взаимосвязана с общей моделью
образовательного процесса, адекватного дошкольному возрасту. Данная модель включает
две структурные составляющие:
1) развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности
взрослого с детьми;
2) свободную самостоятельную деятельность детей.
Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные
дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в
его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности
ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.
К этим основным культурным практикам, через которые ребенок входит в мир
культуры авторы относят следующие:
игровая деятельность:
продуктивная деятельность:
познавательно-исследовательская деятельность;
чтение художественной литературы;
коммуникативная деятельность.
Все эти культурные практики должны иметь подкрепление в развивающей
предметно-пространственной среде ДОО.
В целом в настоящее время принципы подбора развивающего материала
обозначены, имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению игровой,
продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности в разных группах
детского сада [3, 4].
Традиционное стабильное зонирование по конкретным видам материалов, с
отдельной доминирующей учебной зоной, то есть многофункциональное дробление
пространства, не годится, так как помимо того, что в групповом помещении недостаточно
для этого места отсутствует однозначное соответствие между видом культурной практики
и материалом. Многие материалы многофункциональны – они могут использоваться и для
игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
На взгляд авторов, пространство группового помещения должно быть разделено на
три части:
1) рабочая зона – включает легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол,
или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на
колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах –
изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для
продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе
песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для
познавательно-исследовательской деятельности;2) активная зона – связана с активным движением, возведением крупных игровых
построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и
легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе
напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для
сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной
деятельности;
3) спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-
трансформер, один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов,
легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими
иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного
характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и
нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской
деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской
игры – для игровой деятельности.
На подвижных границах между зонами:
между спокойной и активной зонами – крупные универсальные, легко
перемещаемые игровые маркеры пространства, разнообразные ширмы (до 50 см
высотой), объемные напольные модули;
между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с легким
оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;
между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными
играми и правилами, материалами для познавательно-исследовательской и
продуктивной деятельности.
При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач
момента, должны область возможностью изменяться по объему – сжиматься или
расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона
при необходимости могла вмещать всех желающих.
Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими
(смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы
для разного рода активности.
Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо,
чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с место на место (не рассыпая по дороге,
не мешая играющим рядом детям и т.п.). Материалы следует хранить в удобных и
практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинах и т.п.) с
яркими метками – значками, облегчающими выбор.
При формировании развивающей предметно-пространственной среды очень важно
учитывать принципы ее построения, рекомендованные Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Он ориентирован на
организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное
общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе
пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая
организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять
пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование
разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого
и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и
трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды,
мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности
обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную
деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы
для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы,мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения,
экспериментирования, составления коллекций.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для
изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые
комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
В них должны быть:
сборно-разборная мебель;
игрушечная мебель;
емкости для хранения игрушек;
игрушки;
мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону
– это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим
разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон
(например, мягкая мебель, как часть игровой).
Следует предусмотреть:
использование игрового спортивного оборудования;
использование игровых столов сложной конфигурации;
мебель-трансформер;
использование вертикальных разделителей;
кукольный театр;
костюмерную;
игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность
построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься
одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр,
строительно-конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития
сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный)
позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту
уединения.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек,
проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных
игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные