МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ДРУЖБА» г.ВОЛГОДОНСКА
(МБДОУ ДС «ДРУЖБА» г.ВОЛГОДОНСКА)
Консультация
«Структура построения занятия по аппликации, в соответствии с ФГОС»
Воспитатель :Скорых Н.В..
г.Волгодонск
2018
Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Темы берутся из образовательной деятельности по аппликации в соответствии с возрастом по рабочей программе воспитателя
Цель: образовательной деятельности - объединить различные виды художественной деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей ( музыкальных, сценических, литературных , изобразительной деятельности).
Программное содержание решает три задачи – обучающая, развивающая, воспитывающая, а их усложнение происходит с учетом возрастных особенностей детей.
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы — домик, цветок и др.
На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками.
Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются следующие:
§ знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом, треугольником;
§ знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
§ знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
§ развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
§ освоение навыка наклеивания форм.
Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.
Таким образом, выполнение задания облегчается: дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.
Средняя группа. В этой группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:
§ развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
§ научить располагать в узоре несколько форм (10 — 12);
§ развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
§ развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
§ познакомить с формой овала и треугольника;
§ освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.
Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.
Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:
§ развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
§ развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
§ использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.
В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:
§ осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;
§ развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
§ использовать все цвета спектра и их оттенков.
Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.
Речевое развитие (словарная работа)
- обогащение словаря новыми словами (согласно возраста и темы);
- развивать связную речь.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Оборудование занятия:
Для детей
· материалы;(демонстрационные и наглядные – фото, картины, наборы геометрических фигур, письмо…)
· инструменты;
· приспособления;
· заготовки для работы детей;
· салфетки
- трафареты
Для воспитателя:
- образцы работ;
- инструкционная карта поэтапного выполнения работы;
- материалы и инструменты для демонстрации выполнения трудового приёма;
-дополнительные наглядные материалы.
Предварительная подготовка (предшествующая работа)
( проводится накануне, не во время занятия)
-чтение стихотворений, рассказов;
-загадывание загадок;
-рассматривание альбомов, таблиц, дидактических материалов;
-дидактические игры;
-разучивание физминуток;
- экскурсия, наблюдения;
-игра
- беседа
-обследование объекта
Методы и приемы:
Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.
- Метод сенсорного насыщения.
-Метод двигательной активности ( физ.минутки, пальчиковые гимнастики, динамические паузы).
- Слушание музыкального произведения.
- Метод сотворчества (с педагогом или сверстниками)
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, письма, составление описательных загадок. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Структура образовательной деятельности детей:
Часть1 .Вводная (вводное слово, организационный момент)
Цель вводной части образовательной деятельности – настроить детей на совместную работу, организовать и у становить эмоциональный контакт с ними – это чтение сказки, игры по темам, слушание песенок о зиме, пейзаже, насекомых; мелодий « Звуки природы», «Времена года»…, введение элемента «неожиданности», релаксации, беседы, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
Часть2. Введение в тему.
В неё входит художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленных на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы образовательной деятельности:
- элементы сказкотерапии, импровизация, разыгрывание этюдов;
-д/и и упражнения, с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «На что похоже»…)
Часть 3. Практическая часть
Практические действия детей со способами и приемами аппликации, через решение проблемно-поисковой деятельности.
Например, в младшем возрасте после прочтения сказки «Колобок», воспитатель предлагает мотивацию предстоящей деятельности. Колобок убежал от «д» и «б» .
Как же мы можем им помочь? Таким образом, дети вовлечены в работу и решена воспитательная задача, вызывать у детей желание помочь.
В промежутке данной части (или 2й части) проводятся физ.минутки , пальчиковые гимнастики и динамические паузы, с целью предотвратить утомляемость детей.
Часть 4. Итог. Рефлексия
Цель- закрепление полученных знаний посредством выполнения индивидуальных, парных, коллективных работ, организация выставок детского творчества. Анализ детских работ педагогом или детьми.