Просмотр содержимого документа
«Консультация: Текстовая информация для родителей"»
Текстовую информацию для родителей воспитанников следует по праву причислить к наиболее "живучим" в практике работы дошкольного учреждения с семьей. Эта работа имела разные названия в методической литературе: "наглядная пропаганда", "уголок для родителей", групповой стенд" и многие другие.
В 1979 году вышло инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ "Об организации и содержания работы с родителями в дошкольном учреждении", в котором указывалось, что в каждой группе должен быть специальный стенд для родителей, расположенный в удобном для ознакомления с материалом месте. На нем может быть отражено содержание жизни детей в детском саду. В дошкольных учреждениях, как "грибы после дождя", стали появляться многочисленные стенды. Они размещались не только на стенах и шкафах в раздевальных групповых помещениях, но и коридорах. Большинство родителей их даже не читало. Возник вопрос: если содержание стендов адресуется родителям, почему оно не затрагивает их актуальных потребностей? Выходит, что в стендах нуждаются воспитатели: есть чем проиллюстрировать многочисленным проверяющим свою работу с родителями. Можно сказать, что это была защита педагогов от возможных упреков по поводу его недостаточной активности в общении с семьей. Зачем же от нее отказываться?
В методической литературе указывалось, что "главная задача наглядной пропаганды - ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду и оказание практической помощи семье". Однако данная рекомендация возлагает на наглядную пропаганду непосильную задачу. Реальность такова, что текст на стенде для родителей не в состоянии оказать действительную практическую помощь семье. С такой задачей даже настоящему педагогу справится трудно, хотя мы уверены, что каждый день воспитатель, делая для родителей что-либо, хочет "как лучше". И несправедливо его упрекать в формальном отношении к использованию наглядной пропаганды. Нельзя также возлагать вину на родителей, что они такие неинтересующиеся. Все гораздо проще: возможности воздействия наглядно-текстовых средств на родителей довольно ограничены. Они выполняют преимущественно информационные функции и не более.
Поэтому целесообразнее сделать акцент не на формах, а на методах установления диалогических отношений, достичь которых можно в живом, эмоциональном контакте с родителями.
Можно ли текстовой информации для родителей придать диалогический характер общения? Конечно. Содержательность информации для родителей детей всех возрастных групп может быть усилена периодически сменяющимися текстами на стенде, ширме, буклете о текущей жизни детей в группе и ее перспективах, а также организацией тематических текстов на волнующей родителей и актуальные для семейного воспитания темы.
Наибольший интерес достигается к той информации, которая преподносится в течение года под разными рубриками.
При оформлении наглядно-текстовых материалов необходимо выполнять следующие правила: динамичность информации, рациональность объема текста и использование иллюстрации, эстетическая привлекательность. Использование этих правил поможет педагогу перейти постепенно от односторонней информации родителей с помощью текста непосредственному диалогу с родителями.
Какую функцию выполняют на стенде иллюстрации или фотографии? Чаще всего украшательскую.
Оформляя стенд, воспитатель должен помнить, что родители не должны сомневаться в его грамотности, эстетическом вкусе, аккуратности и корректности.
Наиболее популярные рубрики у родителей:
"Знаете ли вы?", "Наша информация". Здесь воспитатели, как Правило, знакомят родителей с режимом дня, сеткой занятий на учебный год, помещают различные объявления организационного характера.
"О наших детях и их успехах". Здесь родители знакомятся с тем, как дети усваивают программный материал.
"Как поступили бы вы?". Цель рубрики -привлечь внимание родителей к анализу собственного опыта. Эту рубрику удобнее использовать на встрече с родителями.
Своевременное корректное использование воспитателями текстов под этими и другими рубриками может косвенно способствовать установлению доброжелательных деловых и партнерских отношений с родителями, созданию атмосферы взаимоподдержки родителей и воспитателей.