Просмотр содержимого документа
«Консультация "Детское коллекционирование"»
«Кто имеет увлечение, проживает две жизни»
(Китайская мудрость)
Детское коллекционирование - это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.
Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка, приобщает его к исследовательской деятельности, расширяеткругозор. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом.
Во-первых: познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание,память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Актуальность проблемы : во время прогулки наши дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Я предложила детям своей группы начать коллекционирование. В ходе беседы мы все вместе пришли к единому мнению.
Вот так и зародилась у нас идея собирать коллекцию насекомых и параллельно узнавать о них много интересного.
Цель: Формирование представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Виды коллекций
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций :
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций : эмоциональные, познавательные,социальные.
Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции.
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы.
Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей,особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам,желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно. Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей,фантиков, открыток, фотографий и т. д., экспонаты которых можно трогать, нюхать,рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
В младшем дошкольном возрасте дети не способны собирать что-то более или менее целенаправленно, имеет место своего рода собирательство-манипулирование (перебор «сокровищ», «складывание» – «пакование» (в коробочку, пакет, рассматривание однородных предметов (рассаживание кукол в ряд, раскладывание книжек, сортировка пуговиц, тяготение к действиям со множествами, сбор на прогулке однородных предметов (камней, шишек, листвы). Указанные особенности собирательства связаны с развитием сенсорного опыта, ряда познавательных умений, но являются важным этапом в зарождении будущих действий коллекционирования.
В среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается тематическая направленность собирательства – эмоционально окрашенный выбор близких опыту предметов и тем, при характерной для возраста «неусидчивости»(переключении с одного на другое). Дети «возвращаются» к коллекции или теме, любуются «сокровищами», получают удовольствие от разнообразных действий с ними (раскладывания, сортировки, обыгрывания и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте можно говорить о гендерных отличиях и индивидуальных интересах в коллекционировании, устойчивом, заинтересованном собирательстве у некоторых детей, развертывании деятельности. Но дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат, сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия).
Рекомендации к сбору коллекций :
собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, Рекомендации к тематическому содержанию коллекций : выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними; Этапы работы с коллекцией
Организация педагогической работы с коллекциейпроводится в три этапа:
1 этап – подготовительный:
• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап – основной:
• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
3 этап – заключительный:
• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;
Использование коллекции в работе с детьми
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекциимогут использоваться в различных видах детской деятельности:
• Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
• Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
• Продуктивная – реализация различных детских проектов ( опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
• Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
• Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая
энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
• Художественная - изготовление различных продуктов детского
творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)
Возможные формы работы с детьми:
Групповая (фронтальная);
Подгрупповая (небольшими группами по интересам);
Индивидуальная;
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционированияможет осуществляться:
в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время)
в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты)
в ходе самостоятельной деятельности детей.
Мои задачи в дальнейшем по уголку коллекционирования:
1.продолжать оформлять коллекцию насекомых, наглядные материалы, альбомы. 2.знакомить с собранными коллекциями детей. 3.узнать интересную информацию о насекомых и представителях коллекции.
• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
• расширять кругозор воспитанников;
• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
• формировать бережное отношение к хранению коллекций;
• обогащать и активизировать словарь детей;
увлечь детей и родителей коллекционированием;
формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жуки, пчела, кузнечик);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
находить сходства и различия;
владеть обобщающим понятием «насекомые»;
На данный момент в коллекции имеются такие насекомые как: