Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов " Артикуляционная гимнастика с нейроупражнениями"»
Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики - как элемент правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, отмечается недостаточный уровень познавательной активности; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.
Мне хотелось бы поделиться с вами различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса.
И сегодня мы поговорим об артикуляционной гимнастике, как об одном из эффективных средств развития звукопроизношения.
Как правило, дети со статусом ОВЗ редко имеют однородную структуру дефекта, в основном это совокупность нарушений. Например, могут быть дети с простой структурой дефекта - это тяжелые нарушения речи. Сложный дефект-это, например, ЗПР-первичный дефект, вторичный- тяжелые нарушения речи. Или наоборот.
И как показывает практика последних лет, речевые нарушения имеются у большинства детей со статусом ОВЗ, вне зависимости носят они первичный характер или занимают второстепенную роль.
Именно поэтому речевому развитию в коррекционном процессе с детьми с ОВЗ уделяется особое внимание.
Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте-игра. И поэтому все задачи по коррекционному развитию детей мы с вами решаем через игру. Только играя, ребенок увлечется процессом, и результат не заставит себя ждать.
И сегодня я познакомлю вас с таким игровым методом как выполнение артикуляционной упражнений с использованием элементов нейрогимнастики (сочетание тонких двигательных упражнений), которая позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, укрепить нервные волокна, а интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое, что позволяет ускорить коррекционный процесс.
Каждая клеточка нашего тела представлена в коре головного мозга и поэтому, когда мы двигаемся, то активизируются все отделы головного мозга. И развитие ребенка продвигается вперед. Чем сложнее движение, тем лучше развивается мозг ребенка. А это- память, внимание, мышление, речь и что не маловажно в дальнейшей работе по постановке звука выработку самоконтроля.
-Развитию межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.
Используя элементы умной гимнастики, артикуляционные упражнения выполняются детьми бодрее, веселее и эффективнее. Мы подключаем ее, чтобы разнообразить и заинтересовать ребенка к выполнению гимнастики.
Существуют различные комплексы артикуляционной гимнастики. И один из них — это общий комплекс артикуляционной гимнастики и она направлена на тренировку, выработку подвижности, укрепление мышц всего речевого аппарата. Его я провожу на первоначальном этапе. Далее подключаем движения руками и нейроупражнения. На протяжении многих лет артикуляционную гимнастику провожу под музыку разного темпа и ритма. Это очень нравится детям. На первых этапах используем медленные мелодии, песенки, а далее более быстрые и ритмичные. Для этих целей постоянно пополняю свою картотеку песнями и мелодиями. Также использую музыко-нейроподход в автоматизации звуков в слогах. Таким образом, данный нетрадиционный метод в моей коррекционной работе позволяет успешно достигать отличных результатов в речевом развитии детей с ТНР.