Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ «Что такое аутизм?»»
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое аутизм?»
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства. Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Черты ребенка-аутиста:
не смотрит в глаза
не играет со сверстниками
не испытывает радость
не нуждается в контакте с окружающими
не разговаривает с окружающими
повторяет одни и те же слова или предложения
выполняет одни и те же механические движения
играет только с определенными игрушками
использует постоянные ритуалы
играет с мелкими игрушками
выстраивает предметы в ряд
общается только с одним членом семьи
избирателен в еде
предпочитает еду одного цвета
не любит телесный контакт
избирателен в одежде
часто ходит босиком
плохо спит
играет один
фантазирует
делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами)
постоянно намеренно соблюдает определенные правила
сопротивляется переменам
выполняет действия в определенном порядке
совершает действия, приносящие вред ему самому
боится громких звуков, закрывает уши руками
избегает яркого света
нюхает предметы, в том числе и несъедобные
избегает двигательной активности
боится испачкаться
быстро утомляется
хаотично передвигается по помещению.
Этапы помощи аутичному ребенку:
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
начать работу с соответствующим специалистом.
Методы работы с детьми-аутистами:
Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
Концепция ТЕАССН
Холдинг-терапия
Сенсорная интеграция
Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Рекомендации по работе с детьми-аутистами:
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
Принимайте его таким, какой он есть.
Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
Придерживайтесь определенного режима дня.
Соблюдайте ежедневные ритуалы.
Не трогайте ребенка.
Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
хороводные игры,
игры с правилами,
пускать мыльные пузыри,
игры с водой,
игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Как учить ребенка-аутиста:
доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
избегать переутомления;
четко организовывать пространство;
использовать подписанные системы хранения;
подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
обращаться к ребенку по имени;
обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);