Консультация для педагогов ДОУ "Перспективы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в сохранении психического и физического здоровья детей»
Консультация для педагогов ДОУ "Перспективы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в сохранении психического и физического здоровья детей»
Данная разработка предназначена для педагого ДОУ и посвещена вопросу сохранения здоровья дошкольников. В ней даны рекомендации по работе в области "Физического развития" с родителями дошкольников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ "Перспективы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в сохранении психического и физического здоровья детей»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» сл.Большая Мартыновка
Выступление на тему:
«Перспективы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в сохранении психического и физического здоровья детей»
»
.
2021 год
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Это обстоятельство налагает на микросоциум, который его окружает, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Но часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и, в этой связи, не реализованы в повседневной жизни. Поэтому детский сад должен выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Актуальность и важность установления взаимодействия ДОУ с родителями обусловлены двумя факторами:
уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, в процессе которого общение со взрослым носит личностно – развивающий характер,
неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья детей, причинами которого являются не только макрофакторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка), но и микрофакторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни родителей и детей).
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, которая должна быть построена в соответствии со следующими принципами:
- Принцип здоровьесбережения – основополагающий принцип деятельности ДОУ, который предполагает использование особых здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья детей, построение целостной системы работы по здоровьесбережению с педагогами, детьми и родителями.
- Принцип единства целей и задач. Цели и задачи воспитания здорового
ребёнка должны быть понятны и едины для воспитателей, специалистов, медиков и родителей.
- Принцип системности и последовательности работы. В течение всего
года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду в работе с родителями необходима системная и чёткая последовательность (этапность) в её организации.
- Принцип индивидуального подхода. К каждому ребёнку и к каждой
семье на основе учёта интересов и способностей должен осуществляться индивидуальный подход как высшая степень дифференциации.
- Принцип взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей, создание доброжелательной атмосферы в общении.
Планируя системе работы с родителями по вопросам здоровьесбережения детей, необходимо реализовывать следующие задачи:
формировать у родителей уверенности в собственных психолого-педагогических способностях и возможностях;
систематизировать знания родителей в вопросах здоровьесбережения;
формировать умения сохранять и укреплять физическое, психическое, интеллектуальное и социальное здоровье своих детей;
обучать навыкам оздоровительного воздействия и взаимодействия всех членов семьи в системе здоровьесбережения ребёнка-дошкольника;
изучить особенности каждой семьи;
просвещение родителей в области педагогики, детской психологии, здоровьесбережения;
привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения вообще и здоровьесберегающей в частности;
изучить семейный опыт воспитания и обучения детей и организовать обмен лучшим опытом.
Направления работы по реализации задач:
Информационно-просветительская работа. Проводится с целью,
регулярного и своевременного информирования родителей об актуальных проблемах, связанных со здоровьем детей-дошкольников; вести просветительскую работу среди родителей по вопросам здоровьесбережения.
Консультативная работа. Цель: организация работы по поддержке
каждой семьи на весь период пребывания ребенка в ДОУ для предупреждения возможных трудностей привыкания ребёнка к детскому саду. Может проводиться с привлечением специалистов.
Организационная работа. Проводится с целью вовлечь родителей в
воспитательно - образовательный процесс.
Диагностическая работа. Цель: изучение особенности семей и
уровень влияние на ребёнка членов его семьи. Взаимодействовать с родителями при изучении возрастных особенностей ребёнка-дошкольника.
Таким образом, для решения проблемы сохранения здоровья воспитанников в ДОУ необходимо создавать условия и определять содержание работы с родителями, при этом повышая теоретические и практические знания педагогов и родителей в процессе проведения совместных мероприятий, внедрения в практику новых форм работы.
Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.
Используемая литература:
1.Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008..
2.Хухлаева Е.В. Тропинка к своему я.- Спб.: Речь, 2006..
3.Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007..
4.Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11.
5. Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007.
6 .Кулик Г.И. Школа здорового человека. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
8.Солодянкина О.В. Сотрудничество ДУ с семьёй.- М.: Аркти, 2004.- 80 с.
9.Гаврючина Л. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методические рекомендации — М.: Творческий Центр, 2008г.