kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов и родителей "Роль ползания в развитии мышления ребенка "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если ребенок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребенка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей "Роль ползания в развитии мышления ребенка "»

Роль ползания в развитии мышления ребенка.



Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточ­ностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовре­мя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного раз­вития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть эле­ментарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Впоследствии начинаются трудности при освое­нии велосипеда и традиционных подвижных игр. Долго остаются недоступ­ными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смот­рят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».

Для многих детей характерны задержки и искажения речевого развития. Они поздно начинают говорить, речь их невнятна, ограничен словарный мозг очень консервативен.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — базовая нейропсихологиче­ская технология, направленная на активизацию всех этих ресурсов пластич­ности мозга. Ее основной принцип: планомерное ретроспективное воспроиз­ведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван мето­дом «замещающего онтогенеза». Мы проходим еще раз вместе с ребен­ком все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки. И, как показывает 20-летний опыт широ­кого внедрения МЗО, добиваемся благосклонности мозга. Он начинает работать хорошо.

Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Пространственное мышление – важный познавательный психический процесс, определяющий развитие интеллекта. Его формирование проходит длительный многоступенчатый путь,
Пространственные представления формируются поэтапно: 1) ближнее пространство собственного тела; 2) дальнее, внешнее пространство (от рук, глаз, ушей); 3) речевое «квазипространство», отображение пространствен­ных представлений в речи (левое—правое, выше—ниже, перед—после, к — от, цифры 6—9, буквы Р—Ь—Б и т. д.). Более того, они начинают закладываться, когда ребенок поворачивается в лоне матери, разворачивается, проходя родовые пути, переворачивается с живота на спину, садится и ползает.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движения), также способствует улучшению межполушарного взаимодействия – ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука-левая нога), которое регулируется противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие – у ребенка появляется необходимость использовать оба глаза, и он начинает сводить их вместе.

Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от рецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, формируется возможность обозначения этих соотношений словами, приходит понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно-временных, причинно-следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточна развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме: грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

Если ребенок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребенка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.

Пример упражнений из программы «В диалоге с мозгом» Семинович А.В.

Ползание (хождение на четвереньках) вперед-назад, влево-вправо для усвоения ориентации в пространстве.

При развитии общедвигательного репертуара (ползанье, хожде­ние на четвереньках и т. д.) желательно, чтобы ребенок преодолел 6—8 метров.

В 3—4 года вначале вполне достаточно преодолеть 5—6 метров. Для старших дошкольников полезно увеличить это расстояние до 8—10 метров. Эти упражне­ния имитируют все этапы развития ребенка, начиная с внутриутробного периода до периода, когда он встал. Потому следует уделить им особое внимание.

Сюжетный контекст — «Пустыня».

Вспомните, какая погода стоит в пустыне, кто там живет и что растет. Превращаемся в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку», например, проползти между ножек стула или сквозь свернутый физкультурный мат или соответствующий предмет из «крупных форм» и т. п.

Попросите ребенка поползать на животе. Внимательно наблюдайте за ним, фиксируя свое внимание на проблемных зонах ребенка и помогая ему. Если ребенок ползет, игнорируя ноги, ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылку с водой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выполнение задания. Главное — не жалейте времени: с ползанья началось интенсивное развитие ребенка! «Попросим» мозг еще раз включиться в этот процесс!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов и родителей "Роль ползания в развитии мышления ребенка "

Автор: Разова Ольга Викторовна

Дата: 06.05.2020

Номер свидетельства: 548925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Консультация для родителей " Как разнообразить подвижные игры""
    ["seo_title"] => string(66) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-raznoobrazit-podvizhnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "257814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448386633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства