Консультация для педагогов и родителей "Роль ползания в развитии мышления ребенка "
Консультация для педагогов и родителей "Роль ползания в развитии мышления ребенка "
Если ребенок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребенка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей "Роль ползания в развитии мышления ребенка "»
Роль ползания в развитии мышления ребенка.
Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Впоследствии начинаются трудности при освоении велосипеда и традиционных подвижных игр. Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».
Для многих детей характерны задержки и искажения речевого развития. Они поздно начинают говорить, речь их невнятна, ограничен словарный мозг очень консервативен.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех этих ресурсов пластичности мозга. Ее основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван методом «замещающего онтогенеза».Мы проходим еще раз вместе с ребенком все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки. И, как показывает 20-летний опыт широкого внедрения МЗО, добиваемся благосклонности мозга.Он начинает работать хорошо.
Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Пространственное мышление – важный познавательный психический процесс, определяющий развитие интеллекта. Его формирование проходит длительный многоступенчатый путь, Пространственные представления формируются поэтапно: 1) ближнее пространство собственного тела; 2) дальнее, внешнее пространство (от рук, глаз, ушей); 3) речевое «квазипространство», отображение пространственных представлений в речи (левое—правое, выше—ниже, перед—после, к — от, цифры 6—9, буквы Р—Ь—Б и т. д.). Более того, они начинают закладываться, когда ребенок поворачивается в лоне матери, разворачивается, проходя родовые пути, переворачивается с живота на спину, садится и ползает.
Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движения), также способствует улучшению межполушарного взаимодействия – ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука-левая нога), которое регулируется противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.
Также совершенствуется зрительное восприятие – у ребенка появляется необходимость использовать оба глаза, и он начинает сводить их вместе.
Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от рецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, формируется возможность обозначения этих соотношений словами, приходит понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно-временных, причинно-следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.
Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточна развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме: грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.
Если ребенок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребенка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.
Пример упражнений из программы «В диалоге с мозгом» Семинович А.В.
Ползание (хождение на четвереньках) вперед-назад, влево-вправо для усвоения ориентации в пространстве.
При развитии общедвигательного репертуара (ползанье, хождение на четвереньках и т. д.) желательно, чтобы ребенок преодолел 6—8 метров.
В 3—4 года вначале вполне достаточно преодолеть 5—6 метров. Для старших дошкольников полезно увеличить это расстояние до 8—10 метров. Эти упражнения имитируют все этапы развития ребенка, начиная с внутриутробного периода до периода, когда он встал. Потому следует уделить им особое внимание.
Сюжетный контекст — «Пустыня».
Вспомните, какая погода стоит в пустыне, кто там живет и что растет. Превращаемся в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий входв «норку», например, проползти между ножек стула или сквозь свернутый физкультурный мат или соответствующий предмет из «крупных форм» и т. п.
Попросите ребенка поползать на животе. Внимательно наблюдайте за ним, фиксируя свое внимание на проблемных зонах ребенка и помогая ему. Если ребенок ползет, игнорируя ноги, ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылку с водой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выполнение задания. Главное — не жалейте времени: с ползанья началось интенсивное развитие ребенка! «Попросим» мозг еще раз включиться в этот процесс!