Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Игры и упражнения на развитие мышления"»
Игры и упражнения
на развитие мышления
Младшая группа
Угадай игрушку
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Воспитатель показывает детям 3—4 игрушки, дети называют их. Надо сразу научить детей правильно называть предмет: «Это ... (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель описывает другие игрушки, а дети называют их.
Про кого я говорю
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Воспитатель описывает ребенка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.
Скажи, какой
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».
Исправь ошибку
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.
Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.
Что напутал Буратино?
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!». Дети исправляют неточности.
Сравни кукол
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные; у Тани голубые глаза, у Кати — черные; Таня в платье, а Катя — в брюках. У кукол разная одежда*.
Куклы захотели поиграть, они взяли ... (мячики). Этот мячик ... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик ... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)
Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
Разложи картинки
Цель: учить выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
Средняя группа
В гостях у лесника
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.
Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога ... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты ... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек ... (мелкий).
Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».
Дети отгадывают загадку. Белка обращается к детям: «Опишите меня, чтобы было понятно, какая я и что умею делать». Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает связками: «Шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты умеешь...; и очень любишь...» Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Дети называют другие действия: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и зарисовать встречу с белкой, чтобы потом рассказать леснику.
Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается детям в естественной разговорной форме: «Давайте подумаем сначала, как белочка встретилась с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем закончились их приключения?»
Ручка-ножка
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, — ручку подает». (Дверная ручка.)
У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...»
А какие предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
Старшая группа
Это правда или нет?
Цель: учить находить неточности в стихотворном тексте.
Послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?
— Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:
«Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке. Папочка, это лошадке подметки подбивают. Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются. Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом. Мамочка, я тебя громко-громко люблю*.
— А сейчас вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.
Назови одним словом
Цель: учить находить слова, точно оценивающие ситуацию.
Решал ученик задачу и не мог никак решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) О чем мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: «тяжелый груз» (имеющий большой вес), «тяжелый сон» (неспокойный), «тяжелый воздух» (неприятный), «тяжелая рана» (опасная, серьезная), «тяжелое чувство» (мучительное, горестное), «тяжелый на подъем» (с трудом решается на что-то), «тяжелое наказание» (суровое).
Как вы понимаете выражения: «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
Послушайте стихотворение Б. Серовой «Подскажи словечко». Вы будете мне подсказывать нужные слова.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Говорю я брату: — Ох!
С неба сыплется горох!
«Вот чудак, — смеется брат, —
Твой горох ведь это ... (град)».
От кого, мои друзья.
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит ... (тень).
— Придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова: большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький: бежит, мчится, несется: идет, плетется, тащится.
Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.
Подбери слово
Цель: развитие мышления, сообразительности, воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.
Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?», «Что можно штопать? Завязывать? Надвигать? Надевать?» и т.д. Дети дают ответы, называя слова, подходящие по смыслу. Организовать игру можно по кругу, передавая друг другу камешек, мяч, карандаш, выступающий в роли волшебной палочки. Тот, кто не может назвать подходящее слово, должен заплатить штраф-фант, который выкупается в конце игры.
Угадывание предмета посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности. На все вопросы можно отвечать только «да» и «нет». Выбирается один водящий, который на время удаляется из игровой комнаты. Дети вместе с воспитателем загадывают какой-то предмет, находящийся в игровой комнате. Водящий должен отгадать этот предмет, задавая вопросы о его местонахождении, материале, из которого он изготовлен, цвете, форме и т.д. Воспитатель должен научить детей задавать вопросы логично, делать правильные выводы.
Придумай предложение
Цель: развитие быстроты мышления и речевой активности.
Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я назову какое-нибудь слово, а вы должны быстро придумать предложение с этим словом. Например, я скажу слово «близко» и передам камушек Мише. Он возьмет камушек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камушек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в такой форме, в какой его предлагает загадывающий.
По мере освоения игра может усложняться: можно задавать придумать предложение из двух, трех, четырех или пяти слов с заданным ключевым словом. Если дети затрудняются при ответе, им помогает воспитатель.
На этой тематической неделе логично ключевые слова связать с животным миром или флорой жарких стран.
Учимся рассуждать
Цель: подвести детей к составлению рассуждения и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.
Воспитатель предлагает детям картинки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы.
— Докажите, что в этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить. Используйте в своем доказательстве слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.
Составь рассуждение
Цель: учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.
Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используя для связи предложений слова «вот потому», «потому что», «в связи с этим».
Кто может доказать, что зима не очень похожа на зиму.
Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не нашел». Почему?
Выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта». «Почему следует быть честным».
Литература
Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»
Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте»
«Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. Ушаковой О.С.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}