kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов  по применению мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»»

Консультация для педагогов

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»


Слайд 1.

Следуя образовательной программе, педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Дети не любят учить стихи, не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами.

Слайд 2.

Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому перед воспитателями встаёт задача: найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти, и конечно же обратить внимание на то, чтобы детям было легко и интересно. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому становится актуальным использовать в работе с дошкольниками приемы мнемотехники.

Слайд 3.

Что же такое мнемотехника?

Ее название происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.


Слайд 4.

МНЕМОТЕХНИКА (Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.


Слайд 5.

К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К его словам отлично подходит прием мнемотехники.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.


Слайд 6.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

восприятие

развивает кругозор

развивает все стороны речи

Использование мнемотаблиц способствует развитию связной и диалогической речи, развивает у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Это способствует правильному произношению звуков, развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и выделять существенные признаки разных предметов.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

Слайд 7.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. И её можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).

2этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация.

Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное- условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине, при заучивании стихов, при отгадывании и загадывании загадок.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка- зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Использование таких схем помогает детям самостоятельно определять при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом - рассказом описания.

Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить их последовательность, обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Для заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы его нужно выразительно прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу, помочь детям уяснить основную мысль, объяснить значение непонятных слов (если они есть, глядя на схему проговорить вместе с детьми отдельно каждую строчку стихотворения, затем дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Слайд 8.

Мнемотаблицы можно использовать:

для ознакомления детей с окружающим миром

при заучивании стихов

при пересказах художественной литературы

при обучении составлению рассказов

при отгадывании и загадывании загадок

для обогащения словарного запаса

при обучении составу числа

при воспитании культурно-гигиенических навыков

при воспитании навыков самообслуживания

при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности


Слайд 9.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.


Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Слайд 10. Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Но следует отметить что, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Слайд 10.

Чем отличается мнемотехника от других технологий.

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех обра-зовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и созда-ются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагогапедагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.


Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень, увеличивается круг знаний об окружающем мире.







Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аистенок»

















Консультация для педагогов

«Использование мнемотехники в работе с детьми

дошкольного возраста»









Воспитатель: Скуратова Н.В.




Выгоничи, 2021










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скуратова Наталья Васильевна

Дата: 22.03.2021

Номер свидетельства: 576341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Презентация к консультации для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_konsultatsii_dlia_pedagogov_ispolzovanie_mnemotekhniki_v_rabote_"
    ["file_id"] => string(6) "576344"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1616439216"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(106) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-ispol-zovaniie-mniemotiekhniki-v-razvitii-sviaznoi-riechi-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "114715"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411639597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы» "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-po-samoobrazovaniiu-na-tiemu-aktivatsiia-slovaria-dietiei-mladshiei-vozrastnoi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "239700"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444839978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства