kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Коррекционно - речевая работа воспитателя в группе общеразвивающей направленности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическое, четко ориентированное наблюдение педагога за ходом развития речи дошкольников и специальные диагностические процедуры помогают своевременно выделить детей, которым свойственны названные недостатки. Систематическое, четко ориентированное наблюдение педагога за ходом развития речи дошкольников и специальные диагностические процедуры помогают своевременно выделить детей, которым свойственны названные недостатки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Коррекционно - речевая работа воспитателя в группе общеразвивающей направленности"»












Консультация для педагогов


Коррекционно - речевая работа воспитателя

в группе общеразвивающей направленности



















Подготовил:

Педагог МБДОУ "Ягодка"

Малышева Е. Б.

Насколько бы внимательным и педагогически целесообразным не было отношение воспитателя к детям, часто оказывается так, что только обычных профилактиче-
ских мер для полноценного развития их речи недостаточно. В отношении воспитанников, уже имеющих речевые дефекты, необходимо использовать иные формы и приемы воздействия.

Особого рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников общеразвивающих групп. Их использование высокоэффективно, поскольку воспитатель имеет возможность ежедневно и долго общаться с ребятами, знает их склонности, интересы и, следовательно, способен определить оптимальные формы включения необходимых коррекционных заданий в их деятельность. Задачи подготовительного этапа этой работы могут быть решены не только в традиционных формах но и с привлечением музыкально-ритмических занятий, ежедневной утренней зарядки, в состав которых включается артикуляционная гимнастика.
Систематическое, четко ориентированное наблюдение педагога за ходом развития речи дошкольников и специальные диагностические процедуры помогают своевременно выделить детей, которым свойственны названные недостатки. В зависимости от их выраженности воспитатель выбирает одну из четырех возможных стратегий:
-самостоятельно оказывает речевую помощь воспитанникам;

-после консультации со специалистом (логопедом, психологом, невропатологом, сурдопедагогом и др.) и по его рекомендации применяет к тому или иному ребенку коррекционные мероприятия;

-рекомендует родителям систематические занятия со специалистом (логопедом, сурдопедагогом, психологом и др.), оказывая всемерную педагогическую поддержку ребенку и закрепляя результаты;

-рекомендует родителям обратиться в медико-психолого-педагогическую консультацию для более точного определения вида ДОУ и выбора адекватной возможностям и потребностям ребенка образовательной программы.

Опыт показывает, что первый вариант стратегии педагог обычно применяет к детям с недостатками произношения отдельных звуков (или звуков из одной фонетической группы), или легкими формами фонетико-фонематического (фонематического) недоразвития речи.

Вторая стратегия рациональнее при более серьезных фонетических и фонетико-фонематических нарушениях (по типу сложной дислалии, минимальных дизартрических расстройств и др.), нерезко выраженном общем недоразвитии речи или недостатках ее просодической организации (незначительная патология голоса, запинки несудорожного характера, заикание легкой степени).

Третья и (тем более!) четвертая стратегии ориентированы на детей с серьезными, затрудняющими процесс как речевого, так и общего развития нарушениями: выраженным фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием средней и тяжелой степеней, выраженными расстройствами голосовой функции и др.

Фактически такие дошкольники должны посещать логопедическую группу, но при отсутствии такой возможности педагог не имеет права исключать их из поля своего внимания и должен оказать им посильную коррекционную поддержку.
Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре.

Так, воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:

-в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- в совместной деятельности взрослого с детьми;

- в свободной самостоятельной деятельности детей.

На этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте возможно объединение двух-четырех ребят со сходными проблемами в подгруппы. Здесь уместно и проведение специальных игр, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух, элементарных умений анализировать звучащую речь. Вариантом работы по автоматизации правильного звукопроизнешения можно назвать закрепление за каждым из воспитателей детей со сходными недостатками. Например, один курирует дошкольников с дефектами произнесения свистящих и шипящих звуков, другой - сонорных.
1.На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

2.Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения).

Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.

3.Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.

Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:
- специальные дидактические и развивающие игры;

- занимательные упражнения;

- беседы;

- совместные практические действия;

- наблюдения;

- экскурсии;

-методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку. Особенно это важно для заикающихся детей, большинство из которых имеют сверхранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонациям обращенной к ним речи. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя и одновременно - от его настойчивости, последовательности зависят отношение самого ребенка к предлагаемой помощи и мотивация ее принятия. Кроме того, определенные требования к использованию приемов исправления ошибок в детской речи должны соблюдаться не только педагогом, но и, по его настоянию, всеми близкими для ребенка взрослыми: их нужно делать в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания воспитанника. «Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е.И. Тихеева. - В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем - раздражают детей» (Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний и дошкольный возраст). М., 1972. С. 143)

Значительную помощь в реализации профилактического и коррекционного воздействия воспитатель может получить от педагогического коллектива ДОУ. Определив основные задачи индивидуальных и групповой программ работы, он выносит их на обсуждение коллег (логопеда, музыкального работника, инструктора по общеоздоровительной и лечебной физкультуре и др.), обеспечивающих учебно-воспитательный процесс в группе. Согласование подходов как к общему, так и речевому воспитанию детей; выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным воспитанникам и группе в целом;

В работе участвует и старший воспитатель (методист) ДОУ. Именно ему должна принадлежать опережающая инициатива в организации диагностико-профилактической и коррекционно-речевой деятельности; он становится соавтором, а отчасти и при необходимости - соисполнителем всех групповых профилактических и отдельных, наиболее сложных в планировании индивидуальных коррекционно-речевых программ.
Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов можно назвать включение в нее членов семьи. Родственники оказывают решающее воздействие на дошкольника. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий превентивной и коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя. Вместе с тем, профилактика и коррекция речевых недостатков должна естественно вливаться в рамки сотрудничества педагогов ДОУ с родителями.
Взаимодействие участников педагогического процесса

Дело в том, что около половины родителей не обращают должного внимания на своевременное и правильное развитие речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» их выраженные речевые трудности и тем более не спешат обсуждать проблемы с педагогами ДОУ. Парадоксально, но порой воспитателям приходится также и «остужать» родительский энтузиазм как в поиске недостатков (в том числе речевых) у своих детей, так и в чрезмерной заботе о накоплении ими взрослого словаря, грамматических конструкций, заучивании сложных по структуре и содержанию стихотворений и т.п.

Так, педагог ДОУ общеразвивающего вида должен знать следующее:

- возрастные закономерности речевого онтогенеза;

-типичные недостатки, отклонения и нарушения в речевом развитии дошкольников и причины, лежащие в их основе;

-задачи, формы, методы и приемы диагностики, профилактики и коррекции недостатков речи у детей в условиях ДОУ и семьи;

- задачи, содержание, методы и формы профилактической и консультативной работы как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.

Среди наиболее важных умений, позволяющих вести диагностико-профилактическую и коррекционно-речевую работу с дошкольниками, следует выделить:

-наблюдение за ходом речевого развития дошкольников, распознавание (диагностирование) предпосылок и признаков формирования нетипичных (опережающих, задержанных или искаженных) его вариантов;

-создание обогащенной и соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;

-методически корректное планирование и проведение работы по профилактике и преодолению у детей недостатков в речевом развитии в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействие с другими специалистами;
- осуществление педагогической работы по предупреждению вторичных, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности дошкольника;

-вовлечение в коррекционно-развивающую работу семьи, обеспечение заинтересованности родных и близких ребенка в ее результатах, снабжение их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку.
Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания таким широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОУ общеразвивающего вида выводит деятельность педагогов на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового, развивающего стиля их деятельности.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малышева Елена Борисовна

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства