Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Наблюдение за живой природой"»
Наблюдение за живым объектом как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод наблюдение.
Наблюдение - позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из задач умственного воспитания.
Главное достоинство применения метода наблюдения в детском саду заключается в том, что в процессе наблюдения:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- В процессе наблюдений развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят наблюдать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и наблюдение, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. По мнению С.Л.Рубинштейна наблюдение является результатом осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. В связи с этим немаловажно содержание наблюдения. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, а с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Список литературы:
Наблюдение в системе экологического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] – 15 октября 2012 Режим доступа https://www.resobr.ru/rubric/2141-vashi-kollegi-chitayut
Кошкина Н. Организация наблюдения в старшей группе детского сада [Электронный ресурс] - 11.01.2018 – Режим доступа https://melkie.net/organizatsiya-dnya/nablyudeniya-v-starshey-gruppe-kartoteka-s-tselyami.html