Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Оснащение Центра уединения и релаксации в ДОУ"»
Наполняемость Центра уединения
(по возрастам)
Младший возраст:
Центр уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки.
рекомендуется положить в него фотографии родных и близких.
игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».
обязательным атрибутом такого центра будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).
желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
помимо мягких подушек, игрушки-обнимашки,релакс – подушечки, наполненные шариками.
ростовые куклы, изображающие семью, чтобы ребенок не ощущал себя одиноким, сувенирные маятники.Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерноактивного.
Средний возраст:
столик, полка для дидактических и сенсорных игр, коробочки злости, крика, релакс – подушечки, наполненные шариками.
коробочки (мешочки) с разнообразными картинками, наполненные шумовым материалом (камни, жёлуди, пуговки, семечки, горох...). Они должны быть плотно закрыты или запаяны!
разнообразные куколки, с которыми дети разговаривают.
семейные альбомы и альбомы групповые.
игрушечный телефон.
игрушки-обнимашки.
массажные мячики, эспандеры, которые хорошо снимают мышечное напряжение.
мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т.д.), сувенирные маятники.Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерноактивного.
«Островок примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик).
«Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
Старший возраст:
тактильные, сенсорные коврики
мозаика, пазлы
игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету)
шнуровка
клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания)
лоскутное панно
дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
волшебный сундук, в котором хранятся различные атрибуты для театрализованной деятельности. Ребенок запросто может превратиться в любого персонажа сказок
«Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков
подушка-плакучка, подушка-думалка;
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
подушки для битья
коробочка «Спрячь все плохое» В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
«Коврик злости»
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
«Стаканчик для гнева»
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
«Стульчики плохого и хорошего настроения»
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
«Доска настроения»
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
«Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Стоит отметить, что содержимое уголка или центра следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
Оснащение Центра уединения и релаксации
Назначение
Материалы
Зона для психологической разгрузки
Уголок для уединения (шатер, палатка и т.д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции
Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «мешочки настроений», «коробочки добрых дел»
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр
«Азбука настроения», «Коврик дружбы», настольные дидактические игры «Что такое хорошо», «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Шкатулка с маленькими человечками, «подушка примирения», «коробочка примирения», «доска настроений
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде
«Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик»
Игры с использованием материалов психологического уголка предлагаются в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1, 2011г, стр. 42 – 44.
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО, «Справочник педагога-психолога» № 1, 2015г, стр.4-12.
При подборе материала для центров использованы разработки Я.А. Павловой, Л.В. Панфиловой и Л.В. Кузнецовой, О.В. Хухлаевой, Г.Д. Черепановой.