Консультация для педагогов "Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию"
Консультация для педагогов "Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию"
Родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детейродителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад № 21» г. Сальска
Консультация для педагогов
«Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ»
Старший воспитатель
Орехова О.Г.
Г. Сальск
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию начинается с анкетирования родителей для того, чтобы понять, как они относятся к деятельности МБОУ в духовно-нравственном воспитании их детей, к работе в этом направлении. По результатам анкетирования - 89% родителей заинтересованы в работе ОУ по данному направлению. Однако оставшиеся 11% относятся с осторожностью, или недопониманием. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств мы провели обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста. Показатели духовно-нравственного развития детей оценивали по следующим критериям: культура общения, культура поведения, аккуратность, отзывчивость, доброта, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность, эмпатия.
Анализ уровня развития, что у детей нравственные качества сформированы на среднем уровне. То есть не все дети имеют достаточные нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.
Изучив с педагогами работу по духовно-нравственному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили уровень организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Изучили методическую литературу, интернет-ресурсы, посетили семинары, конференции и другие мероприятия по духовно-нравственному воспитанию. Это помогло нам методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно-образовательного процесса.
Далее поставили цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Чтобы достичь поставленной цели по духовно-нравственному воспитанию, мы поставили следующие задачи:
- приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;
- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской и казачьей культуре, русскому языку, природе и др.);
- формировать моральное сознание и моральные оценки;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
В основе работы по духовно-нравственному воспитанию лежат следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.
2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур, участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).
3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей посредством проектной деятельности.
4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка.
5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
6. Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.
7. Принцип культуросообразности — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.
8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в программах, по которым мы работаем, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы МБОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Содержание образовательных областей в контексте духовно-нравственного воспитания
Физическое развитие
- формирование у детей представления о физической силе как о необходимом качестве для трудовой деятельности и как способе защиты в опасных ситуациях;
- воспитание у детей потребности в оказании посильной физической помощи окружающим людям;
- воспитание у детей милосердия, внимательного отношения к самочувствию окружающих людей, желания оказать необходимую помощь.
Социально-коммуникативное развитие
- формирование у детей представлений о родительском доме, детском садике, о городе и стране;
- развитие умения быть отзывчивым, дружелюбным;
- воспитание у детей послушания, доброго и внимательного отношения к родителям; уважительного отношения к пожилым людям;
- развитие у детей представлений о милосердии, великодушии, справедливости;
- воспитание дружелюбного отношения детей к друг другу, детям других национальностей, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитание навыков межличностного общения здоровых детей и детей с ОВЗ на позициях равенства, уважения, взаимопонимания.
Речевое развитие
- развитие у детей понимания значимости слова как источника жизни человека: мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь; слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение; слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад;
- формирование представлений о роли слова в жизненных ситуациях: с помощью слова можно познакомиться, приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть;
- развитие у детей интереса к художественной литературе как источнику духовно-нравственного опыта людей; поощрение позитивной направленности придуманных детьми сюжетов сказок и рассказов на разрешение различных нравственных проблем;
- воспитание доброжелательного отношение к сочинениям других взрослых и детей, побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.
Познавательное развитие
Развитие у детей представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира, развитие интереса к жизни наших предков, усвоение ребенком ценностей и опыта культуры народов местности, национальных отечественных традиций, формирование у детей представлений о труде как основе жизни человека на земле, воспитание трудолюбия, желания прийти на помощь другому человеку, чувства ответственности за свои дела.
Художественно-эстетическое развитие
- воспитание у детей эстетических и нравственных чувств при восприятии детьми произведений искусства;
- развитие у детей нравственно – эстетических чувств в процессе музыкальной, изобразительной деятельности;
- побуждение детей старшего возраста к проявлению патриотических чувств у детей в процессе слушания музыки соответствующего содержания;
- формирование у детей средствами музыки потребности в духовной и эмоциональной близости с родителями и другими близкими людьми;
- воспитание у детей средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в заботе об окружающих.
В связи с этим работа в МБОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников ведется в таких направлениях: работа с детьми, педагогами, родителям и социумом.
Для работы по этим направлениям был разработан перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию.
Работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию разделили на несколько направлений (блоков):
- Ознакомление с отечественным литературным наследием.
- Фольклор;
- Азбука нравственного воспитания;
- Декоративно – прикладное искусство;
- Патриотическое воспитание;
- Краеведение;
- Семья
Работа с педагогами.
Работа с педагогами - самое ответственное звено в реализации данной задачи. Вопросы по данному направлению решаем на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т. д. Наряду с использованием традиционных форм работы вводим нетрадиционные новые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами. Это психолого – педагогическое консультирование со специалистами. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные: анкетирование, тестирование, встречи с батюшкой.
Взаимодействие с родителями.
Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому уделяем большое внимание взаимодействию с семьей с родителями, проводим:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию;
-индивидуальные консультации специалистов,
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.
-экскурсии;
-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;
- проектная деятельность.
Задействуем родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумыванию герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Взаимодействие с социумом.
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.