Консультация для педагогов "Развитие речи в игровой деятельности детей"
Консультация для педагогов "Развитие речи в игровой деятельности детей"
в логопедической работе игра выполняет коррекционную и развивающую речь функции. логопедическая игра включает в себя цель, средсвтва, процесс и результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Развитие речи в игровой деятельности детей"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кыштовского района детский сад «Солнышко»
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речи в игровой деятельности»
Учитель-логопед Вильданова Н.Р.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
В логопедической работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую речь функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление начала игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя детей, не делать занятия развлекательным препровождением времени. Создание игровой модели проходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Легче усваиваются задания по формированию звукопроизношения и лексико–грамматических категорий, когда дети участвуют в воображаемых путешествиях, поездках, приключениях, сказочных сюжетах, выполняют задания героев мультфильмов, сказочных персонажей. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта.
В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет 2 цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы 2 цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Проведение дидактических игр включает:
1) ознакомление детей с содержанием игры;
2) объяснение хода и правил игры;
3) показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действия;
4) определение роли взрослого в игре;
5) подведение итогов игры.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры.
Предметные игры – это деревянные конусы из разноцветных колец, шары, матрешки, грибки и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно – печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
а) парные картинки;
б) лото (обогащают словарь);
в) разрезанные картинки и складные кубики (игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью);
г) домино (в игре развивается память, сообразительность);
д) игры типа «лабиринт» (развивают пространственную ориентацию).
Словесные игры. Игры развивают внимание, сообразительность, связную речь.
Дидактические игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на 2 группы:
д/игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза и подготовке к обучению грамоте;
д/игры, направленные на формирование лексико – грамматической стороны речи.
Одним из важнейших условий успешного обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, непринужденно, с использованием наглядного материала: предметов, игрушек, схем, картинок, панно и т.д.
Детям сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «звук». На помощь приходят игры. Для выработки навыка практического деления слов на слоги, проводятся д/игры: «Договори слово», «Кто больше?» Педагог произносит первый слог, а дети второй. Д/игра «Пирамида» - здесь на панно, изображающее пирамиду, выставляются картинки с 1, 2, 3 слогами.
При знакомстве со звуком можно использовать д/игры «Живые звуки», где дети изображают звуки; «Цепочка слов» (определяя 1-й и последний звук в слове, дети составляют цепочку слов), «4-й лишний» (называют картинку на другой звук); «Найди пару» (подбирают слова, отличающиеся одним звуком).
Дидактические игры в работе по формированию лексико-грамматических категорий используются в основном при изучении различных лексических тем на каждой неделе. Например, тема «Фрукты». Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных); д/игра «Большой – маленький» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); д/игра «Веселый счет», «Дразнилка» (согласование числительных от 1 до 5 с существительными); д/игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных); д/игра «Узнай по описанию» (составление описательной загадки. Овальный, твердый, кислый, желтый, кладут в чай. Что это?). На различение овощей и фруктов д/игра «4-й лишний» и т.д.
Таким образом, дидактические игры, развивающие речь детей, разнообразны и многофункциональны. Необходимо соблюдать их основные принципы.
Основные принципы дидактических игр.
Дидактическая игра должна опираться на программный материал, должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям.
Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными. Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матросова Т.А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями»; М., 2006г.
2. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»; М., 1999г.
3. Селиверстов В.И. « Игры в логопедической работе с детьми»; М 1984 г.
4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»; М., 1983г.
5. Максаков А.И., Туманова Г.А. «Учите, играя»; М., 1979 г.
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»; Санкт-Петербург, 2003 г.
7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки»; Санкт-Петербург, 2002 г.
8. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»; М., Просвещение, 1981 г.