Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: создание условий для двигательной активности дошкольников»
Консультация для педагогов
«Создание условий для двигательной деятельности дошкольников»
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Вилесова Светлана Александровна
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку!
Без движений ребенок не может вырасти здоровым.
Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.
Первые представления о мире приходят к ребенку через его движения глаз, рук, языка, ног. Через перемещение в пространстве.
Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Двигательная активность является органической потребностью детей. Особенно она важна для ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма.
Программой воспитания в детском саду выделено два основных компонента двигательного режима: организованная и самостоятельная двигательная деятельность.
Самое продолжительное время занимает самостоятельная деятельность.
Таким образом, основной резерв двигательного режима малышей – в их самостоятельных движениях. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней).
Активные действия должны чередоваться с более спокойной деятельностью.
При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня.
Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.
В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений.
Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствует различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки.
Учитывая индивидуальные особенности и возможности ребенка, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество.
Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.
Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений, эмоционального состояния. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавать условия для разных движений. Необходимо искать пути увеличения самостоятельной двигательной активности.
Следует решать следующие задачи:
-создать развивающую среду – пространство самореализации;
-помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для укрепления его физического и психического здоровья;
-способствовать формированию посредством самостоятельной двигательной деятельности здорового, стрессоустойчивого организма ребенка;
- стимулировать дошкольника к включению в процесс самостоятельной двигательной деятельности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
-формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Дети имеют возможность реализовать и закрепить накопленный опыт не только в различных традиционных формах двигательной активности, но и в самостоятельной двигательной деятельности:
-гимнастике;
-работе на спортивных комплексах.
Психологи предупреждают, что ребенок действует не ради чуждых и не всегда понятных ему интересов взрослого и не потому, что «так надо», а потому, что тем самым он удовлетворяет собственные побуждения, действует 4 в силу внутренней необходимости, которая сформировалась раньше или возникла только сейчас, пусть даже под влиянием взрослого. Одна из таких внутренних необходимостей – зарожденная в виде инстинкта радость движения.
В результате, овладевая основными видами движений, дети дошкольного возраста имеют возможность воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, управлять своим поведением как самостоятельные члены общества. Задача воспитателей: повысить опыт детей в самостоятельной двигательной деятельности, воспитать потребность к разнообразным движениям.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
В заключении, можно сделать следующие выводы:
Двигательная активность определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний.