kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов: "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русском языке звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» называются шипящими. Недостатки их произношения (отсутствие в речи или искажение) называется сигматизмом. Замена шипящих звуков другими звуками русского языка называется парасигматизмом.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."»

Консультация для педагогов

«УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

у детей дошкольного возраста.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА,ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ»











В русском языке звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» называются шипящими. Недостатки их произношения (отсутствие в речи или искажение) называется сигматизмом. Замена шипящих звуков другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Становление шипящих звуков в норме в речи ребенка должно заканчиваться к 3 годам. Если в 5-ти летнем возрасте ребенок неправильно произносит звуки, либо заменяет их другими звуками при произношении, следует начинать логопедические занятия по коррекции и устранению сигматизма.

В период дошкольного обучения, занятий с логопедом необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение звуков. Потому что любые речевые нарушения оказывают негативное влияние на овладение чтением и письмом в школе.

Сигматизм может быть обусловлен многими причинами медицинского и социального характера (дефекты в строении зубов, губы, нёба, челюстей, языка; подражание неправильному произношению окружающих; двуязычие в семье; снижение фонематического слуха; нарушение физического слуха), но независимо от этого в коррекционной логопедической работе предусматривается последовательное прохождение следующих этапов:

  1. Подготовка органов речи для правильного произношения шипящих звуков.

Для этой цели проводится артикуляционная гимнастика. Упражнения подбираются таким образом, чтобы ребенок осознанно освоил правильную артикуляцию (т.е. положение органов речи при произношении звуков) шипящих звуков, научился регулировать направленную воздушную струю.

Воспитатели в группе, а родители дома в игровой форме могут и должны повторять для закрепления упражнения артикуляционной гимнастики усвоенные ребенком на логопедических занятиях.

  1. Постановка изолированного звука.

Работу по постановке звука проводит логопед на индивидуальных занятиях. После того, как звук считается поставленным, можно предложить игры, автоматизирующие этот звук.

3. Когда на логопедических занятиях учитель-логопед проводит автоматизацию звука в слогах, словах, чистоговорках, фразах, стихотворениях и рассказах, педагогам даются задания для автоматизации поставленного звука, а родителям выдается тетрадь, содержащая также материалы по автоматизации этого звука. Тетрадь выдается на выходные дни с тем, чтобы планомерный процесс логопедической работы был непрерывным и насыщенным.

4. Приступив к дифференциации звука, логопед учит ребенка определять наличие этого звука в слове на слух; различать слова, отличающиеся одним звуком; не смешивать звуки при произношении.

В группе шипящих обычно дифференцируются звуки:

Ш-С; Ж-Ш; Ж-З; Ч-Щ –СI – ТI; Ч –Т; Ч- СI.

На этапе дифференциации педагогам и родителям также выдается тетрадь с материалами дифференциации отрабатываемого звука для занятий с детьми вечером и в выходные дни.

Как работать с ребенком по тетради, альбому заданий.

  1. Ребенок проговаривает слова (название предметных картинок) с утрированным произношением звука, над которым проводится работа.

  2. Необходимо следить за правильным четким по артикуляции произношением.

  3. Повторение (заучивание) ребенком скороговорок, стихов, рассказов, содержащих рабочий звук.

  4. Работа по дифференциации проводится с опорой на картинки. Проговаривание с четким различием в произношении дифференцируемых звуков.

  5. Введение звука в спонтанную речь предлагает использование правильно произносимого звука в общении с окружающими, в процессе сказок, рассказов, самостоятельном составлении предложений и рассказов.

Воспитателям и специалистам детского сада необходимо осуществлять тотальный контроль в непосредственной образовательной деятельности и за её пределами за верным произнесением рабочего звука, вырабатывая у ребенка функцию аутоконтроля.

На этом этапе особую роль играют родители, так как они имеют возможность контролировать речь ребенка в вечерние часы и в выходные дни. Следует отметить, что педагогам и родителям необходимо следить и за своей речью, стараясь не допускать дефектного происхождения.

В заключении надо сказать, что от постоянного, плодотворного контакта педагогов, родителей и логопеда, от добросовестной, активной работы родителей с ребенком дома зависит быстрота и качество устранения дефекта произношения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Людмила Ивановна

Дата: 16.07.2018

Номер свидетельства: 475054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства