Цель: Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Консультацию мы начнем с вопроса, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка – дошкольника? (ответы воспитателей).
Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимания на создание условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворяют присущее ему любопытство. Ребенок чувствует себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения между детьми и педагогом строятся на основе партнерства, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи игру, занятия, прогулку. Например, многие дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка – Любознайка, который вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко сироп, варенье, джем. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом в помещении, как освободить бусинки из ледяного плена и др.
Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.
Дети младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, у них хозяином Уголка экспериментирования может стать Зайчик – Любознайчик, который хочет все узнать и всем интересуется.
Занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому их гостями могут быть Хрюша – Удивлюша, Утенок – Удивлёнок.
Дети старшего возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» вместе с ним этим может заняться Дед Знай или Почемучка живущие в группе.
Реализация задач по экспериментированию в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей необходимо проводить консультации, Дни открытых дверей, выпуски газет. Родители могут принимать участие в оснащении, пополнении необходимым материалом уголков экспериментирования. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.
Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях, как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
развитие мыслительных процессов;
развитие мыслительных операций;
освоение методов познания;
развитие причинно – следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности исследовательской работы, новые знания и умения.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия – экспериментирования:
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.