Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей»
Консультация для родителей в детском саду
"Почитай мне сказку, мама"
В. А. Сухомлинский писал: «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка…». Одной из важных задач в дошкольном возрасте является развитие связной речи. Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
А что же такое связная речь?
Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника. Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. Все мы хорошо знаем, как важно в дошкольном возрасте развивать речь ребенка: сделать ее чистой, правильной, богатой; научить ребенка внимательно слушать и воспринимать информацию, точно и доступно выражать свои мысли. Это обязательное условие успешного обучения в школе, успешного взаимодействия с окружающими, успешной карьеры в будущем. В настоящее время книги, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. К сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.
Народная мудрость гласит «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — воспитатель и, учитель, и друг. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели. Художественное произведение до них доносит взрослый.
Итак, когда и какую литературу нужно читать ребенку?
Дети 3-4 года Дети старше трех лет уже довольно легко могут воспринимать объемные произведения, их лучше читать малышу вечером, перед сном. Сюда можно отнести бессмертные творения «Приключения Буратино» Толстого, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Винни-пух», «38 попугаев», «Трое из Простоквашино» и «Крокодил Гена и все-все-все». Четырехлетние дети начинают осознавать все, что вокруг них происходит, а также выражать по этому поводу свое мнение. Очень важно для родителей этот момент не упустить и на книжную полку добавить «Белоснежку», «Золушку», «Приключения олененка Бэмби». В таких книгах много взаимоотношений, переживаний и боли, такие чувства для маленького человека нужны, он должен их понимать.
Как правильно читать книги ребенку?
Читать книгу стоит в полной тишине, чтобы малыш не отвлекался на различные звуки и картины. Для этого нужно выключить телевизор, отключить телефон, интернет. Перед тем, как начать чтение, ребенка нужно посадить напротив себя, чтобы он имел возможность наблюдать за лицом и мимикой читающей матери, за тем, как меняются эмоции и чувства на ее лице. Психологи рекомендуют читать детям каждый день. Для чтения следует выбрать время, когда дети максимально расслаблены и готовы воспринять новую информацию. Многие родители читают малышам книги перед сном, считая это лучшим временем для чтения.
Важно не только правильно организовать чтение любимой книги ребенку, также необходимо обсудить с ним прочитанное, задавать малышу вопросы, которые помогут ему выразить свою точку зрения. Не стоит раздражаться, если ребенок просит еще раз прочитать одну и ту же книгу. Это означает лишь то, что данная книга содержит в себе потребности малыша, и она будет повторяться до тех пор, пока ребенок не удовлетворит их. Если во время чтения у ребенка появляются вопросы, не стоит их игнорировать. Рекомендуется на время прервать чтение и обсудить с малышом непонятные моменты, помочь ему понять прочитанное. Сухое, монотонное чтение не принесет ребенку никакой радости. Читать нужно эмоционально, проникновенно, чтобы ребенок чувствовал настроение героев, их переживания и эмоции.