Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Адаптация"»
Адаптация
Живя в семье в определенных устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим явлениям. Организм ребенка постепенно приспособляется к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребенка взрослых , у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания.
Если в семье вдруг изменяется установленный порядок, обычно поведение ребенка временно нарушается.Это объясняется тем, что малышу трудно приспосабливаться к возникшим изменениям. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходит не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то и у ребёнка при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких либо отрицательных последствий, т.е ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни.
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот процесс адаптации не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита( отказ от еды или недоедание)
нарушение сна ( дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
меняется эмоциональное состояние (дети плачут, раздражаются)
Иногда бывают и более глубокие расстройства:
повышение температуры тела
изменение характера стула
нарушение некоторых приобретенных навыков ( ребенок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному. В зависимости от того , к какой адаптационной группе принадлежит ребенок, будет строится работа с ним. Иногда ребенок находится на "стыке" двух групп, т.е является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения
Адаптационные группы
ГР.
Эмоциональное состояние
деятельность
Отношение со взрослыми
Отношение с детьми
речь
Потребность в общении
1
Слёзы, плач
отсутствует
Отрицательные (ребенок не воспринимает просьб воспитателя)
отрицательные
Отсутствует или связана с воспоминание о близких
Потребность в общение с близкими взрослыми, в ласке, заботе.
2
Неуравновешен; заплачет, если рядом нет взрослого
Наблюдение, подражание взрослым
Положитель - ные, по инициативе воспитателя
Отсутствуют или положительные ( ответные)
Ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых)
Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получение от него сведений об окружении
3
Спокойное, уравновешенное
Предметная деятельность или сюжетно- ролевая игра
Положительные по инициативе ребёнка
положительные
Инициативная (сам обращается ко взрослым и детям)
Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.
Что должны знать и уметь родители:
1. Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, во дворе, на игровой площадке и т.е. тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения в обстановку детского сада.
2.Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный красочный и позитивный рассказ о садике.
3. В первые дни ребенок должен пребывать в группе не более 2-3 часов.
4. Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой ситуации.
5. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родитель и ребенок.
6. Отрицательное влияние на течение адаптации при поступлении в детский сад оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детскомучреждении.
Необходимо
до приема выяснить режим , индивидуальные особенности поступающего ребенка (анкета)
в первые дни не нарушать, имеющие у ребенка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребенка к новому укладу жизни
приблизить домашние условия к особенностям детского сада; внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.е.
Возвращаясь к таблице, так по отношению детей к первой группе, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями дошкольного учреждения.
Иногда адаптация может протекать от 20 до 2-3 месяцев. Особенно, если ребенок заболел во время адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново.
Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдем ключик к каждому ребенку.