Консультация для родителей "Формирование речи в дошкольном детстве"
Консультация для родителей "Формирование речи в дошкольном детстве"
В данной консультации раскрываются этапы речевого развития детей дошкольного возраста, на что необходимо обратить внимание родителям на данных этапах, как правильно заниматься с детьми дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Формирование речи в дошкольном детстве"»
Для того, чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии ребенка, нужно хотя бы в общих чертах представлять себе эту норму.
Речь не является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития подчинен определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого отдельного ребенка. Рамки эти, правда, условны, но все же знание их позволяет достаточно надежно отличить норму от патологии.
Рассмотрим примерные сроки и основные закономерности развития понимания речи окружающих и становление его собственной речи.
Возрастной период от рождения и примерно до года-полутора принято считать подготовительным в развитии речи ребенка. В этот период состав даже уже появившихся у него первых слов еще полностью не расчленен и значение их неустойчиво, да и сама речь не является средством общения – ребенок обращается к окружающим в основном при помощи мимики и жестов. Однако полноценность протекания этого периода играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка. «Приобретения» этого периода состоят в следующем:
Развиваются внимание к человеческой речи и начатки понимания ее;
Возникает потребность в ней, в речевом общении с окружающими людьми;
Развивается память на слова;
Формируется способность к различению речевых звуков на слух;
Развивается и совершенствуется голосовая функция ребенка и его артикуляторные возможности.
Все перечисленное и составляет ту необходимую базу, на которой в дальнейшем может формироваться достаточно полноценная речь.
Что же должно насторожить родителей уже в этот период? В чем конкретно могут проявляться первые отклонения от нормы в речевом развитии?
Следует обратить внимание на «нормальность» крика ребенка. У некоторых детей он бывает слишком слабым, едва слышным или хриплым и вообще необычным по тембру. В некоторых случаях это может свидетельствовать о парезе (частичном параличе) голосовых связок, о каких-то врожденных пороках развития.
Отсутствие лепета или его слабая выраженность может наблюдаться при парезе голосовых связок, а также при грубых нарушениях анатомического строения артикуляционного аппарата (например, при врожденной расщелине верхней губы или неба). Для детей с нарушением слуха характерно постепенное затухание нормально начавшегося лепета.
При наличии у ребенка любого из признаков нужно проконсультироваться у специалистов. Это поможет сразу рассеять необоснованные опасения или позволит своевременно начать принимать все необходимые лечебно-профилактические меры.
Развитие понимания ребенком речи окружающих начинается в подготовительный период и значительно опережает развитие его собственной речи. Самые первые проявления понимания выражаются в реагировании ребенка на человеческий голос.
В целом развитие понимания речи происходит в направлении от общего к более частному. Сначала малыш улавливает лишь общий эмоциональный смысл высказывания, совершенно не понимая значения слов. У 7-8-месячных детей начинают появляться адекватные реакции на отдельные небольшие фразы, сопровождаемые соответствующей мимикой и жестами (типа «дай ручку», «сделай ладушки»). Около 9-10 месяцев ребенок начинает понимать значение отдельных слов и поворачивает головку в направлении назывемого предмета. Но пока это еще так называемое ситуативное понимание речи, доступное ребенку лишь в определенной ситуации. И лишь значительно позднее понимание речи осуществляется на основе учета ребенком значения каждого отдельного слова и улавливания грамматической связи между словами.
В целом развитие понимания речи осуществляется по типу условных рефлексов: ребенок видит перед собой тот или иной предмет и одновременно слышит обозначающее его слово, произносимое взрослым. После нескольких таких повторений между зрительным образом предмета и звуковым образом обозначающего его слова в коре головного мозга образуется условная связь. С этого момента слышимое ребенком слово будет вызывать у него образ предмета, а вид предмета невольно заставит «вспомнить» его словесное обозначение. Именно поэтому ребенок становится способным понимать выраженные словами «приказы» и просьбы, позволяющие регулировать его поведение при помощи речи.
Понимание или непонимание грамматических значений слов можно выяснить при помощи заданий. З-х летний ребенок должен уметь показать на картинках (или на натуральных предметах), где нарисована ложка, а где – ложки, где ключ, а где ключи и пр. Он должен по просьбе взрослого уметь положить мяч на стол, под стол, около стола и т.п. Это будет свидетельствовать о различении им единственного и множественного числа существительных, о понимании значений пространственных предлогов. Примерно к 6 годам ребенок должен научиться понимать и сложные грамматические конструкции, когда его просят, например, показать, сам карандаш, а когда – показать карандашом какой-то другой предмет. Если ребенок сможет выполнить подобные задания без опоры на «подсказывающий» жест взрослого, на наглядную ситуацию, то это будет свидетельствовать о достаточно хорошем понимании именно речи.
Задержка в развитии понимания ребенком речи является тревожным сигналом, так как понимание речи всегда предшествует говорению и по этой причине задержка в развитии понимания речи неизбежно ведет и к задержке в развитии собственной речи ребенка.
После окончания подготовительного периода, то есть примерно с полутора лет, развитие речи осуществляется в процессе одновременного овладения им и правильным звукопроизношением и словарным запасом и грамматическими нормами.
Становление звукопроизношения.
Оно охватывает в среднем возрастной период от года до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, свуковая структура которых по мере овладения ребенком правильным звукопроизношением все более уточняется.
Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух – он в «ведет» за собой непосредственное артикулирование звука. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с 2-летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звуки. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, еще несовершенным, произношением звука и произношением его взрослыми, что заставляет его подтягивать свое произношение к образцу. Поэтому для детей с нарушением слуха процесс овладения правильным звукопроизношением будет протекать в усложненных условиях.
Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своем развитии несколько отличается от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением. По этой причине от года до двух лет он овладевает произношением самых простых по артикуляции звуков – гласных А,О,Э и губных согласных П,Б,М. Именно из этих звуков состоят самые первые слова ребенка.
В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение и ряда других сравнительно несложных звуков: гласных – И,Ы,У; губно-зубных согласных – Ф,В, переднеязычных К,Х,Г среднеязычный Й. Появление у детей звуков группами не случайно. Например, как только ребенку становится доступно поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звуки – Т,Д,Н. То же относится и ко всем другим группам звуков.
Произношение значительно более сложных по артикуляции свистящих (С,З,Ц) и шипящих (Ш,Ж,Щ) звуков ребенок овладевает в более поздние сроки – в возрасте от 3 до 5 лет. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на более простые. Мягкие согласные в детской речи появляются раньше твердых согласных.
Позднее всего, нередко в возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков – Р и твердого Л.
Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что нередко обозначается термином «физиологическое косноязычие». Какие же особенности в произношении детьми звуков речи, тем не менее, должны настораживать в этот период?
Прежде всего, любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого-либо звука правильно произносимым другим звуком, после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок не только должен уметь различать все звуки речи на слух и улавливать неправильности их звучания, но ему уже доступны все тонкости движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных по артикуляции звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит существуют особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализатора, что уже является отклонением от нормы.
Однако и в более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться такие особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. Так, например, вместо «допустимой» замены одного звука речи на другой ребенок произносит его искаженно (горловое Р, шепелявое С, Ш, произносимое с раздуванием щек). При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной подвижности такого рода особенности в произношении звуков не должны иметь места. Такие дефекты с возрастом не исчезают сами собой.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто «возрастное косноязычие» являющееся нормой становления звукопроизношения, наблюдается теперь лишь в 22,4% всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут «пройти с возрастом». Именно по этой причине в первые классы наших школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения.
Развитие словарного запаса.
Словарным запасом языка ребенок начинает овладевать на втором году жизни. Самые первые слова в его речи появляются уже к году. Они носят обобщенный характер и представляют собой по существу «слова-предложения». Так одним и тем же словом «мама» ребенок может выразить и жалобу и просьбу и пр.
Очень важным и принципиально значимым моментом является развитие у ребенка способности «замечать» окончания слов, то есть обращать внимание и на грамматическую форму слова. У детей с нормальным ходом речевого развития такая способность проявляется очень рано, уже в первой половине второго года жизни. Так, например, ребенок хочет попросить у мамы конфету, которая в его речевом оформлении звучит как ФЕТА. Протянув ручонки в нужном направлении, малыш говорит: «ФЕТУ». На значительно более низком уровне речевого развития находится ребенок того же возраста, который эту же самую просьбу выразит словом «ФЕТА», употребленным в неизмененной форме.
Словарный запас ребенка растет в количественном и качественном отношении, причем на всех этапах овладения словарем количество понимаемых ребенком слов значительно превосходит число слов, употребляемых им в собственной речи.
Дети 2-летнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000с лишним слов. Такие различия в цифрах объясняются тем, что накопление словаря зависит от тех социальных условий, в которых растет и развивается ребенок. Одни дети постоянно слышат в речи взрослых много самых разнообразных слов и постепенно овладевают их значением, а другие в качестве образца для подражания имеют лишь самую примитивную и не всегда достаточно грамотно оформленную речь. Безусловно, словарный запас этих двух групп детей при относительно равных их речевых возможностях никак не может оказаться равноценным. Особую тревогу в этом плане вызывает склонность некоторых молодых родителей к разного рода «жаргонным словечкам» и «усеченным» формам нормальных человеческих слов («телик», «велик» и т.п.). Можно не сомневаться, что именно в таком виде все эти слова будут усвоены и их детьми.
Отклонения от нормы в усвоении словарного запаса может выражаться в запаздывании появления первых слов. На такой тревожный симптом нужно всегда обращать внимание.
Кроме того, в ряде случаев ребенок может надолго «застревать» на первых словах – дальнейшего накопления словаря не происходит или слова усваиваются очень медленно, носят лепетный характер и непонятны для окружающих. Плохо и то, когда обогащение словаря детей происходит только за счет имен существительных и в речи полностью отсутствуют глаголы.
Должны привлечь внимание и случаи частых перестановок ребенком слогов в словах (ГОВОЛА, МОКОЛО), поскольку для нормального хода речевого развития более характерно упрощение, а не искажение слоговой структуры слов (КО или МОКО, а не МОКОЛО).
Довольно часто наблюдаются замены детьми близких по значению слов (САНКИ вместо ЛЫЖИ, СТУЛ вместо КРЕСЛО и т.п.). Это свидетельствует о бедности словарного запаса ребенка.
Крайне нежелателен и такой симптом, когда ребенок, имеющий довольно большой запас слов (иногда до нескольких десятков), совершенно не пытается связывать их между собой: ВОВА ЧАЙ ЧАШКА вместо ВОВА ПЬЕТ ЧАЙ ИЗ ЧАШКИ. Это свидетельствует о наличии у него серьезных затруднений в овладении грамматическими нормами языка, что характерно для тяжелых расстройств речи.
Овладение грамматическим строем речи.
Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни ребенка, что связано с его переходом к фразовой речи и возникающей при этом необходимостью соединять слова между собой и согласовывать их друг с другом. Такая способность развивается у ребенка не сразу, и первые предложения, состоящие из нескольких слов, строятся им по принципу простого «рядоположения» этих слов, «нанизывания» их друг на друга. Например: ДАЙ КНИГА ПАПА, ВОВА ЕСТ КАША и т.п. Однако при нормальном ходе речевого развития ребенок быстро проходит через эту стадию и употребляемые им в речи слова вскоре начинают приобретать правильные окончания.
Для всех без исключения детей на первом этапе овладения фразовой речью характерны так называемые детские возрастные аграмматизмы. Их наличие объясняется невозможностью «одномоментного» усвоения ребенком сразу всех сложных грамматических норм языка, которыми он овладевает постепенно и в соответствии с вполне определенными закономерностями. Вот несколько примеров детских аграмматизмов, которые до определенного возраста являются «нормой» и по этой причине не должны вызывать у родителей тревоги.
В ходе практического овладения окончаниями множественного числа имен существительных ребенок в первую очередь усваивает наиболее употребительные формы. Так, он гораздо раньше усвоит окончания –Ы, -И (столы, книги, чем значительно реже встречающиеся –А, -Я (окна, платья). По этой причине ребенок начинает уподоблять вторые окончания первым (окны, платьи). Овладев окончаниями имен существительных муж. И ср. рода творительного падежа со значением орудия действия (топором, молотком, ножом, карандашом), ребенок «перетянет» эти же самые окончания и на существительные женского рода (лопатом, пилом, ложком). То же самое происходит и при усвоении ребенком всех других грамматических форм.
У нормально развивающихся в речевом отношении детей все эти явления должны полностью исчезнуть не позднее чем к 4 –м годам. К этому времени ребенок должен говорить грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка «мелькают» ошибки при согласовании редко встречающихся в речи слов. Эти ошибки быстро исчезают после соответствующих поправок со стороны взрослого. Случаи же неверного согласования слов, подобные приведенным выше, в этом возрасте уже будут свидетельствовать об имеющихся у ребенка специфических трудностях в усвоении грамматических норм языка или о его так называемой педагогической запущенности. При своевременно оказанной помощи положение обычно сравнительно быстро изменяется к лучшему.
Вот типичные для многих родителей упущения, которые влияют на речевое развитие детей:
Нередко встречаются родители-молчуны, которые в силу своих личностных особенностей вообще очень мало разговаривают как между собой, так и с другими людьми. По понятным причинам речь детей в таких семьях резко задерживается в своем развитии – чему же здесь ребенок может подражать? Разве что молчанию. Вот он и молчит… Отсюда вывод: молчать родители могут где угодно и сколько угодно, но коль скоро речь идет о появившемся в семье маленьком ребенке, то с ним или в его присутствии они обязаны достаточно много разговаривать.
Многие родители, не страдающие речевыми расстройствами, имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе. Точно также они разговаривают и со своим ребенком. В этом случае ребенок оказывается полностью лишенным нормального образца для подражания и его отставание в речевом развитии неизбежно. Кроме того, в большинстве случаев он усвоит и непривлекательную манеру речи своих родителей.
Во многих семьях постоянно или во время летнего отдыха ребенок находится в ситуации «двуязычия». Это крайне нежелательно для периода становления его речи.
Устранение из жизни ребенка на период овладения им речью как названных, так и некоторых других неблагоприятных жизненных ситуаций неизмеримо сократит число случаев речевой патологии у детей. Социально обусловленные нарушения речи здесь просто не возникнут, а все связанное с действием патологических причин очень существенно смягчится или даже полностью выровняется.