Консультация для родителей "Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью"
Консультация для родителей "Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью"
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психо¬эмоционального состояния. Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в ос¬нову фундамента здорового образа жизни ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью"»
Зеленова И.Н., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №115
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ»
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.
Наша работа направлена на сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, на сформирование у воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни, здоровьесберегающего и здоровьесозидающего сознания, совершенствование практических навыков здорового образа жизни. В планировании физкультурно-оздоровительной работы мы, как правило, выделяем три основных блока.
I блок. Специально организованная деятельность:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные и физкультурно-познавательные занятия;
- гимнастика после сна.
В своей педагогической практике используем разные виды гимнастик: традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную с использованием полосы препятствий гимнастику. Также проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки и плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.
Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим занятия, на которых знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.
Физкультурно-познавательные занятия — это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание занятий: интеграция познавательной и двигательной активности.
Занятие состоит из четырех частей. Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ пли стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» — чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым?). Или же в первойчасти занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).
Вторая часть предусматривает выполнениеобразных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения.Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть — подвижная игра. Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т.д.
На познавательных занятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой»), по валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).
II блок. Совместная деятельность взрослого и детей.
Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.
Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания.
Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка, бери ленту», «Волк во рву», в которых используются циклические, т.е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.
Также мы проводим с детьми индивидуальную работу (закрепление основных видов движений), коррекционную работу (профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки), обучаем точечному массажу, правильному дыханию.
Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.
Ш блок.. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников. Развивать самостоятельную двигательную активность нам помогает дидактический материал (рисунки, схемы, карточки), который помещен в уголке юного спортсмена, а также подборка иллюстраций о разных видах спорта, спортсменах и спортивное оборудование (мячи, кегли, обручи, скакалки и т.д.). Игровые упражнения со спортивным и нестандартным оборудованием способствуют укреплению организма ребенка, а самое важное — они вызывают у дошкольников интерес и желание заниматься физической культурой.
В своей работе мы проводим физкультурные досуги. Это одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых мероприятий, забавных развлечений.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаем в тесном контакте с семьей. Уже традицией стали ежегодные праздники «Семейные старты».
Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.
Мы считаем, что взаимодействие всех субъектов педагогического процесса здоровьесберегающей деятельности приведет нас к конечному желаемому результату: модели идеально здорового ребенка, готового к дальнейшему обучению в школе.