Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Гендерная дифференциация дошкольников"»
Гендерная дифференциация дошкольников
К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова “мальчик” и “девочка”.
Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли, в соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Позиция ребенка обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”.
В малой полной семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчики – на отца, а девочки – на мать. В многодетных семьях дети выбирают для подражания также старших братьев или сестер. В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженности. Аналогичные, но не столь крайние формы проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна. Поэтому одинокой маме нужно позаботится о том, чтобы мальчик имел возможность общения с взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями.
Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин.
Ребенок начинает подражать всему: полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Наш малыш хотя и не использует подобные “символы мужественности” в своей практике, но уже с интересом начинает вносить их в сюжеты игры. Он весело хохочет со своими сверстниками, когда изображает курение, пьяного или когда произносит бранные слова. В семье не должны забывать, что ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр и игрушек.
В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты. Мальчики зачастую импульсивнее, создают больше шума.
В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими ролями. Так некоторые мальчики категорически отказываются от ролей в сюжетной игре “в семью”. Они при этом с возмущением заявляют о том, что это не мужское дело (“Что я, девчонка что ли?”, “Это девчонки играют в дочки-матери”). Такое категорическое неприятие игры может относиться к мальчикам из семьи, где один ребенок.
Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Если ваш малыш отстает от других, скорее помогите ему стать как все. Научите его притязать на успех.
Интересы девочек в большей мере сосредоточены на межличностных отношениях. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Если девочка агрессивна, не умеет быть терпеливой, научите ее уступать и быть веселой.
Ребенок очень рано начинает брать на себя роли своего пола, а это сказывается на его отношении с представителями противоположного пола. Интересно в этом плане поведение ребенка со старшими. Мальчики стараются вести себя “как мужчины” со своими мамами, тетями, старшими сестрами. Девочки с взрослыми мужчинами ведут себя несколько иначе, чем с женщинами: нередко они более застенчивы и кокетливы в присутствии мужчин, которые им нравятся. Не будем иронизировать по поводу наивного детского стремления – представить себя как мужчину или женщину. Лучше одобрить малыша – ведь он так старается!
Особая тема - случаи так называемой детской влюбленности. Многие родители оказываются "застигнутыми врасплох", когда их ребенок, ближе к четырем - пяти годам или чуть позже, вдруг становится особо чувствительным к проявлениям внимания или невнимания к нему "особы противоположного пола". Мы вдруг начинаем отмечать резкие перепады настроения от того, "как на него посмотрел" или что сказал его "объект внимания", а наша поддержка или наоборот, рекомендации относиться легко и переключиться, совершенно не помогают! Что же делать и как реагировать нам, взрослым на состояние влюбленности своего малыша?
В зрослые, особенно родители, должны правильно, уважительно относиться к трепетным чувствам ребенка. Здесь не может возникать иронии или снисходительного высокомерия. Любовь у детей чиста и возникает случайно, очень часто на девочку или мальчика указывают сами родители, называя их «невестой» или «женихом» в шутку, но дети воспринимают такую установку всерьез. При этом родители, которые заботятся о будущем своего чада, часто на подсознательном уровне присматривают возможные варианты, сравнивая детей и решая, кто же подойдет их ребенку. Детская любовь неустойчива, быстро угасает и переключается на другой объект. Объясняется это эмоциональностью детей, которая только формируется, его интересы и привязанности меняются по мере роста.
Влюбляются дети не только во внешность (яркие бантики, сережки или милое личико), но и в так называемые «детские сокровища»: куклы, машинки, в занятия (например, мальчик увлечен футболом, а девочка фигурным катанием). Поскольку особенности личности в раннем детстве еще не достаточно выражены, при влюбленности дети на них не обращают внимания. Но если ребенок «влюбился», он очень внимателен к объекту своей влюбленности, чувствителен и послушен, старается быть с ним как можно дольше, вести себя таким образом, чтобы вызвать ответные чувства.
Некоторые дети уже проявляют некоторые элементы женской или мужской позиций. Девочки становятся уступчивыми и кроткими, а вот мальчики проявляют свою «мужественность» весьма своеобразно: становятся нарочито грубыми по отношению к той, в которую влюблены, показывают напускное равнодушие. Чем сильнее им нравится девочка, тем более равнодушными и грубыми они хотят казаться, при этом мальчик никогда не ударит девочку и всегда защитит ее от обидчиков. Общим и для девочек, и для мальчиков остается смущение, они хотят с одной стороны, чтобы их заметили, а с другой стороны боятся насмешек.
Относиться к любви своего ребенка нужно бережно, без пренебрежения и насмешек. Не стоит «принижать» достоинство своего чада, сводить разговоры о любви на другую тему. При выборе стратегии отношений с влюбленным малышом, помните, что все зависит от степени доверия, от того насколько в семье принято говорить о чувствах, от того хочет ли и может ли говорить о чувствах ребенок. Часто дети не могут выразить свои чувства, поэтому подобрать нужные слова он сможет, например, с вашей помощью.