kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей и педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо на­учиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей и педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)"»

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)



Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо на­учиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направле­нии — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя за­держать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени й просят: «Если время есть, покажи мне его».

Как же ребенку показать время?

Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмич­ность их действий, разнообразных видов деятельности.

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явле­ния: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обу­словленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Продолжительность одного оборота Земного шара вокруг своей оси равна Суткам

Это первая естественная единица измерения времени.

Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим про­межутком времени и научить определять этот промежуток по харак­терной для него деятельности и внешним признакам. В 3 – 4 года начинать с различения отдельных частей суток, а в 4 – 5 лет на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).

Для распознавания частей су­ток обращается внимание на положение солнца в разное время дня, различную силу осве­щенности земли, неба, а также различную окраску всего окружаю­щего в разные части суток. Так, можно обратить внимание ребенка на преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. В таком цвет­ном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью осве­щенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом как для распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным; признакам. Но эти конкретные: признаки («Утро — когда светло и Дети идут в детский сад», «Ночь — когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Важен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Конкретным определителем времени для детей является в пер­вую очередь их собственная деятельность.

Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений определять части суток можно в играх по картинкам. Детям показать картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части су­ток (иногда использовали картинки сказочного содержания, свя­занные с деятельностью сказочных персонажей в различные части суток), спросить: «Когда это бывает?» В следующий раз предложить выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем, вечером, ночью).

Например, в игре «Назови пропу­щенное слово» можно сказать предложение, пропуская назва­ние частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —...?»

Так же можно играть в игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начи­нали игру такими словами: «Мы как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром (днем, вечером)?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включе­ния в речь их названий.

После того, как ребенок научился определять части суток, прежде всего он следует традиционной цепочке слов — утро, день, вечер и ночь — при определении после­довательности частей суток, и точкой отсчета является утро. Поэтому далее учим ребенка устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бы­вает днем, спрашиваем: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»

И когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки».

Слово «сутки» должно выступить как обоб­щение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь осознать ребенку, что день, вечер, ночь и утро—это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них.

Для закрепления этих понятий можно поиграть в игры, например «Назови соседей»: «Назови соседей утра..» (у части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день). «Назови соседей ночи».

Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток необходимо задавать ребенку такие вопросы: «Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как ты узнаешь, что наступила ночь? Назови все части суток, начиная с дня». И т. п.

Все эти приемы позволяют показать ребенку последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Разова Ольга Викторовна

Дата: 28.02.2022

Номер свидетельства: 601432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»"
    ["seo_title"] => string(114) "konsultatsiiadliaroditielieivzaimodieistviiedietskoghosadaisiemipoformirovaniiuudietieiosnovzdorovoghoobrazazhizni"
    ["file_id"] => string(6) "272663"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452019396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства