Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей и педагогов "Здоровье и музыкальное воспитание ребенка!.»
Здоровье и музыкальное воспитание ребенка.
Консультация для родителей
«Здоровье и музыкальное воспитание ребенка»
Консультация для родителей и педагогов
«Детство также невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» В. А. Сухомлинский.
- Давай зайчик, споем песенку! – ласково говорит маленькая Маша своему плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на
крик: «Та-ра-ра! Тра- та- та!»
- Замолчи! Голова болит от твоего крика, поиграй тихонько, как все хорошие девочки,- строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.
Действительно слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых голосовых связках ребенка. Кроме того отрицательно влияет и на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно и для окружающих. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если сам тянется к музыке и к песне, как к наиболее доступному и понятному ему жанру?
Важно умело использовать, организовать и направить стремления ребенка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать те настроения и чувства, которые она передает, воспроизводитьнезамысловатые мелодии, не форсировать звук, а добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.
Задача, о которой идет речь, вполне доступна дедушкам и бабушкам, мамам и папам. Тут не требуется особых усилий: ведь речь идет не о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в доступных пределах.
На протяжении многих веков знакомство человека начиналось с колыбельной песни. Поэтому, первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к музыке можно предпринимать уже с 3 месяцев жизни ребенка. В этот период он уже способен сосредоточить внимание на звучании музыки и эмоционально реагировать на нее. Малышу доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают ему спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.
Первые контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку слуховых органов. Напевая или наигрывая мелодии малышу в возрасте 2,5-6 месяцев, нужно следить, насколько он быстро реагирует на звук, отыскивает источник звука, как долго может удерживать внимание на музыке. Как только оно ослабевает, лучше прекращать пение, чтобы не утомлять малыша. Вначале у ребенка появляется способность внимательно слушать музыку и пение на протяжении 20- 30 секунд, затем постепенно это время увеличивается.
Развивая и тренируя слух малыша, в то же время важно оберегать и охранять его от непосильной нагрузки, которая вредна для его здоровья. В. М. Бехтерев указывал, что в целях профилактики болезненных нарушений слуха и психики ребенка нужно бережно ограждать слух детей от воздействия вредных раздражителей, «необходимо иметь в виду, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами».Не рекомендуется в комнате, где находится малыш, включать на полную громкость музыку, даже если звучит спокойная и мелодичная мелодия.
Исследования показывают, что в первую очередь, ребенок начинает реагировать на ритм музыки. Наблюдения показали, что новорожденные успокаивались при слушании биения материнского сердца. В то же время биение сердца взволнованной женщины вызывало у малышей тревогу и беспокойство. Музыкальные ритмы действуют на состояние человека, поэтому эти свойства музыки можно использовать в целях развития моторно- двигательных способностей и навыков у детей. Хорошо если негромкая ритмичная музыка будет сопровождать занятия физкультурой с маленькими детьми. Так, напевая малышу плясовую, полезно плавно сводить и разводить в стороны ручки и двигать ножками. Такие занятия доставляют ребенку большое удовольствие, помогают развивать и укреплять мускулатуру, воспитывать одновременно слух и чувство ритма у малыша.
Постепенно у ребенка формируется все большее ощущение взаимосвязи движений с музыкой. Пляска и танец активно помогают здоровому развитию косно- мышечной системы и формированию правильной осанки. А правильная осанка не только красива, она обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и способствует укреплению здоровья.
Разучивание плясок строится по принципу подражания малыша движениям взрослого. Хорошо, если в пляске с детьми участвует сразу несколько детей. Если ребенок растет один среди взрослых, полезно использовать игрушки в качестве партнера малыша. Можно рассаживать игрушки как зрителей. Ребенок будет охотнее плясать, если предварительно показать, как пляшут его любимые мишка или зайка.
Когда ребенок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых представлений значительно расширяется. Постепенно малыш приобретает способность улавливать музыкальное звучание в речи, а особенно в стихах. Особый интерес приобретает для него жанр песни, потому, что теперь он может воспринимать и понимать не только мелодию песни, но и слова, улавливать эмоциональную связь между музыкой и словом. В этот период слушание и разучивание песен помогает развивать речевые навыки детей, расширять словарный запас, улучшать дикцию.
Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов. С помощью пения исправляют невнятное произношение звуков, картавость (напевать почаще ту-ру-ру, тра-ля-ля, искореняют нездоровую привычку к скороговорке, проглатыванию окончаний слов, вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма. Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально- слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания.
Но эти огромные возможности оздоровительного влияния, заложенные в пении, могут в полной мере проявиться только в том случае, когда взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности ребенка, не перегружают его неокрепшие голосовые связки непосильной нагрузкой. Нельзя допускать, чтобы ребенок форсировал звук и переходил на крик. Взрослые обязаны указать ему, что громкое пение уместно в большом зале, на сцене, а не дома. Следует показать ребенку на примере, насколько приятнее, когда песня звучит негромко.
Важно добиваться чтобы дети пели без напряжения. Нельзя разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок.
Интерес и стремление к пению проявляются у детей очень рано. Уже к концу первого года, слушая песню, малыши делают попытки вторить мелодии своим лепетом. Осваивая речь, они начинают подпевать отдельные знакомые слова песни. Это стремление нужно своевременно подмечать и поощрять. Таким образом, первые шаги в развитии певческих навыков ребенок делает как бы непроизвольно, подражая пению взрослых.
Примерно на 4 году жизни, когда певческие возможности ребенка несколько разовьются, а его голос окрепнет, следует специально разучивать с ним детские песни. Начинать следует с наиболее простых и коротких произведений. Вначале нужно, чтобы ребенок прослушал песню в записи или исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, все ли понятно ребенку. И разучивать песню, если она понравилась. Сначала ребенок поет вместе с взрослым, подпевая отдельные слова, фразы, а затем, постепенно, всю песню целиком. Лишь после таких тренировок в совместном исполнении малышу можно предложить спеть самому. На первых порах взрослые еще помогают малышу, подсказывая слова, потом к такой помощи прибегают все реже и реже. Не обязательно разучивать песню в один прием. Занятия пением не должны быть слишком продолжительными. Лучше всего чередовать пение со слушанием или играми и плясками под музыку.
Песня- самый популярный и любимый жанр у детей дошкольного возраста. Дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию и придумывая текст. О том, чтобы у ребят были любовь к пению, умение петь, должны позаботиться их родители, бабушки и дедушки. Огромное значение для успешного осуществления музыкального воспитания в семье имеет правильный подбор репертуара для занятий с малышом. В этом большую помощь могут оказать различные музыкальные книжки- картинки, песни из мультфильмов, аудио и видеозаписи музыкальных сказок, опер для детей.
К сожалению, встречаются родители, которые не желают заниматься с детьми музыкой, ссылаясь на то, что у ребенка нет слуха. Этот глубоко ошибочный подход к делу, потому что слух, как и любые способности, формируется в процессе тренировки. Общение с музыкой, слушание песен и попытки их исполнения- вот лучший путь развития музыкального слуха.
Если же, несмотря на заботу и старания взрослых, ребенок испытывает затруднения при пении и искажает мелодию песен, то бывает полезно обратиться к врачу. Причиной затрудненного и фальшивого пения может оказаться дефект слуха, отсутствие координации между слуховыми ощущениями и голосовым аппаратом, а также какое ни будь заболевание горла. И врач даст рекомендации и назначит лечение.
Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкойобогащает внутренний мир малыша, таким образом, служит незаменимым средством «гигиены души». Музыка способствует формированию характера, взглядов и отношения ребенка к внешнему миру.
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.
Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий.
Валеологические распевки.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Игровой массаж.
Пальчиковые игры.
Речевые игры.
Музыкотерапия.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Консультация для воспитателей «О музыкальной культуре воспитателя и ее роли в повседневной музыкальной деятельности детей»
Консультация для воспитателей «О музыкальной культуре воспитателя и ее роли в повседневной музыкальной деятельности детей»
Важнейшей частью эстетического воспитания детей является музыка. Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, она формирует его моральный облик.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения, способствуют выработке нравственных качеств личности. Одним из главных условий успешного осуществления музыкального воспитания детей является музыкальная образованность воспитателя.
Какими же качествами должен обладать воспитатель детского сада в области музыкально– педагогической подготовки.
Воспитатель должен быть активным помощником музыкального руководителя, а при необходимости способным заменить его и провести музыкальное занятие. Успех воспитательной работы обеспечивается тесным взаимодействием в работе музыкального руководителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач музыкального воспитания дошкольников и путей их осуществления. Согласованность в деятельности музыкального руководителя и воспитателяобеспечивает последовательность и преемственность педагогического процесса, помогает развитию детской активности.
Обучение навыкам слушания и восприятия музыки, правильного пения, движений и игр под музыку проводится на занятиях музыкальным руководителем. Но очень важно, чтобы эти навыки закрепились, а это значит, что музыка должна звучать и вне занятий, во время утренней гимнастики, подвижных игр и плясок, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к сказке, рассказу и т. п.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю в осуществлении индивидуальной работы с детьми. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его способности к музыке и движениям, воспитатель занимается подгруппами. Это помогает активизировать пассивных детей, а также это способствует развитию музыкальных задатков.
Исходя из этих задач, музыкальная культура воспитателя состоит из способности чувствовать и понимать музыку, а также применять свои знания и умения в повседневном общении с детьми. Эта музыкальная подготовка предусматривает: воспитание любви и вкуса к музыкальному искусству на лучших образцах выдающихся композиторов – классиков, чувства бережного отношения к народно – песенному творчеству, а также, то, чтобы воспитатели критически относились к огромному потоку звучащей музыкальной информации, могли выбирать высокохудожественные произведения, а также могли оградить детей от влияния дурных вкусов и могли быть проводниками высокой музыкальной культуры.
Теоретические знания и практические навыки складываются из знаний дошкольного репертуара (по возрастным группам, владения обобщающими сведениями по музыкальной грамоте и музыкальной литературе, от умения интонационно чисто и выразительно петь песни, исполнять на каком – либо музыкальном инструменте песни, танцы, пьесы различного характера, владеть элементарными ритмическими движениями и методикой постановки игр и танцев.
Задачи воспитателя по организации повседневной музыкальной жизни детей весьма многообразны.
В первые дни в каждом новом году воспитатели присматриваются к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами) или есть ли такие дети, которые совсем не принимают участие в музицировании. И это должно беспокоить воспитателя. Часто выступают одни и те же дети, не только потому, что проявляют интерес к музицированию, а часто просто любят лидировать. А другой ребенок может и тянется к этой деятельности, но мешает робость, нерешительность, излишняя стеснительность. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Таким детям тоже надо давать какие – то роли, организовывать детей, стараться заинтересовать каждого ребенка музыкальной деятельностью.
Воспитатель должен принимать участие в самостоятельной деятельности детей. Взрослый, как бы советуется с детьми:»Как бы лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?». Или показать какой – то прием игры на инструменте, например: «Я вот как умею играть». Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или наоборот активных детей и т. д. И при написании плана также необходимо подходить творчески. Нельзя ограничиваться все время формулировкой: «учить детей», а желательно писать «поощрять детей», «содействовать», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» т. д.
За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов, возможностей и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно.
Консультация для воспитателей
«Развитие речи через музыку»
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания. Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка.
Дорогие педагоги и родители! Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню! Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Музыка на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружением, изобразительной деятельности, физкультурных занятиях
Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Чтобы ребенок успешно и хорошо говорил, не надо заставлять его что-то учить.
К таким выводам пришли ученые из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.
Связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг профессиональных музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины. А она совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи - это зона Вернике и зона Брока.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Доказано, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение, а умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения. Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной и т.п.
Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее на- строение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на, прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением. Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.
Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм. Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свои рассказы исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Некоторые пьесы и музыкальные композиции, прослушанные детьми в записи в начале занятия, создают определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить веселых и смешных персонажей в рисунке.
На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры – ритмичные мазки называет капельками дождя.
Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.
Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями и способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.
Консультация для воспитателей: «Музыка на занятиях по развитию речи» Тема: «Музыка на занятиях по развитию речи». Цель: Расширить знания педагогов о музыке и её взаимосвязи с речью. Рассматриваемые вопросы. 1. Взаимосвязь музыки и речи. 2. Развитие речи через отдельные виды музыкальной деятельности (пение, пальчиковые игры, логоритмика, движения с пением). Используемая литература: О. П. Радынова “Музыкальное воспитание детей” Н. Л. Кряжева “Развитие эмоционального мира детей” И.Каплунова. И.Новоскольцева программа «Ладушки» И.Каплунова. И.Новоскольцева «Этот удивительный ритм» Развитие речи через музыку? Это возможно! Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребенка через музыку. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Наиболее тесно связанный с развитием речи вид музыкальной деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии! Начиная с раннего возраста, дети учатся подпевать отдельные слоги и слова, (мяу, гав, цок-цок и др.) подпевать несложные песенки. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Известно, что пропевая слоги в процессе пения, возможно излечиваться от заикания. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, помощью мамы, папы, бабушки, дедушки. Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Тики-так», «Платочки» и др.) можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение, которое нужно использовать не только на музыкальных занятиях, но и в режимных моментах. На музыкальных занятиях дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой таких игр, служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр, артикуляция. Динамика, форма и ритм. Поэтому, данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У детей формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме; развивается звуковая культура речи, связная речь и её гармоничный строй. Ритмодекламации улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппарат. Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. О благоприятном воздействии музыки на развитие ребенка в одиннадцатом веке говорил еще великий ученый - энциклопедист, врач Ибн Сина Авиценна: “ К числу необходимых для младенца полезных средств для укрепления натуры относятся во-первых, легкие покачивания, во - вторых - музыка и пение”. Вывод: Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поём, напеваем, насвистываем. Нет музыкально неспособных детей, поэтому пойте с детьми, двигайтесь вместе с ними, поощряйте их, помогайте им развиваться и ребёнок вам ответит, он раскроется. Рекомендации: 1. Занимать детей игрой на развитие мелкой моторики, пропевая слова. 2. Двигаться вместе с детьми под музыку, раскрепощая их. 3. Использовать упражнения, в режимных моментах, связанные с логоритмикой. 4. Развивать эмоциональный мир ребёнка.