Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "ИГРА - ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО МИРА".»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«ИГРА - ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ
ПРЕДМЕТНОГО МИРА».
Представления о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе в дидактических играх. Их информационная, эмоциональная и регуляторная насыщенность определяется содержанием и структурными элементами. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач. Например, в игре «Чудесный мешочек» предлагается несколько мотиваций. Мотивация определяет «программу» игровых действий. Эмоциональная насыщенность игр связана также с их образностью и оригинальными игровыми действиями. Перевоплощением в конкретный образ в игровой ситуации, использованием диалогов, характеризующий персонажей и их действия. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их. Форма, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Дети выполняют роль «знатоков», отвечая на вопросы членов клубов (музыкального, художественного). Дети с удовольствием соединяют точки, выбирают предмет, доделывают и ремонтируют его, устанавливают на место недостающие части, собирают разрезные картинки, загадывают загадки. Важное значение имеет руководство поведением детей с помощью правил игры. Варьируя их содержание можно задать программу действий, стимулировать выбор более сложных заданий, вводить общественно значимые мотивы. Важная роль отводится педагогической оценке, которая позволяет показать значимость способа действий, открыть перспективу его дальнейшего использования. Особое внимание придаётся играм, стимулирующим творческие проявления. Дети могут видоизменять знакомые игры, придумывать новые игровые действия, создавать новые варианты. Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр.
*Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.
Целями этих игр являются обогащение опыта детей сведениями об окружающих предметах, развитие понимания ретроспективы и перспективы предметного окружения. Расширяются представления о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей. Это - игры раскладки, игры - определения, игры – загадки. Также игры типа «Собери, отремонтируй, воссоздай, игры - путешествия».
*Игры, направленные на освоение действий разного характера.
Эти игры направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой, что обеспечивает становление мировидения ребёнка, развитие творчества.
*Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.
Цели этих игр направлены на приобщение детей к преобразованию предметов. Играя. Они могу сами объяснить, почему и как один и тот же предмет изменялся, как ещё его можно изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека.
Дидактические игры используются в определённой последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей. Игры включаются в познавательную деятельность детей, «превращаются» в элементы развивающей среды. При проведении дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую ребёнку реализовать свою активность по отношению к предметному миру. В ходе дидактических игр дети учатся ставить цель, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат. В ходе игр проявляется самостоятельность, оригинальность, выдумка, фантазия, стремление к прогнозированию. Система дидактических игр имеет несомненную педагогическую ценность.